Пока не написанная, хотя есть очень хорошие исторические работы на эту тему. Нет системы, нет общего понимания исторической проблемы, а значит и нет изучения в школах. Нет чëткой концепции влияния события на дальнейший ход истории, а значит и на сегодняшний день.
Загадками говорю? Да всё просто. Речь о Расколе.
Вообще, лично я сторонник вскрытия всех исторических проблем, пусть и не для всего общества, если оно не готово, то хотя бы историческое сообщество должно иметь чëткую картину, хоть даже в виде научных дискуссий. Есть же история Карамзина, но есть и история Гумилëва и обе пригодны для изучения. Не будем их изучать - заставят изучать по Акунину и Алексею Иванову. Что там последний наворотил по поводу освоению Россией северных земель? Вот то-то же. Об острой необходимости изучения исторической памяти всех народов России, я даже Путину на его пресс-конференцию писал, когда ещё верил, что хотя бы редакторы читают всё, а не только про отсутствие лампочек в подъезде.
А может и читают. Некоторые мои мысли я позже слышал от серьёзных людей. Ещё бы и дела продвинулись.
В общем, могу обсуждать лишь то, что касается лично моего этноса, той части большого русского народа, которая, собственно, и зовëтся русскими, когда имеют ввиду национальность.
Знаковых, поворотных моментов в русской истории много. Только собирание земель имело несколько лидеров, от Олега до Путина. Призвание Рюрика на правление, Крещение Руси, становление столицы в Москве, а затем в Питере и снова в Москве. Закат эпохи Рюриковичей, жестокий, но увеличивший само царство в разы. Смута. Время Романовых, само по себе постоянно потрясающее страну. Вот одним из таких потрясений и стал Раскол. Предпосылки к нему были и были давно. Не буду крошить батон на Никона, Церковь нуждалась в реформах. Только, вместо реформ получила революцию, со всеми последующими событиями. Начиналось всё, наверно раньше, но я веду отсчёт со Смуты, от того, что хоть немного знаю. Итак, во время смуты, всё смешалось. Люди, кони. Всплыли наверх и бояре и священники из южнорусских земель, чьë православие слегка отличалось, было ближе к греческому. Начались, если не споры, то разговоры о приведении обрядности и священных книг к общему знаменателю. Отличия небольшие, но заметные. Когда же тишайший царь Алексей Михайлович воссоединил Украину с Россией, добавилась и паства, молившаяся иначе, чем московская. У Никона была слишком сложная задача - объединить с одними, не отторгнув других. Не удалось. Амбиции ли сыграли роль или ещё какие причины, факт остаëтся фактом - очень большая часть русских людей не приняли реформу, стали активно сопротивляться. Мы и сегодня договариваться не научились, что уж говорить про тогдашних людей. Нравы были, не дай Бог! Короче, по сути, это была вторая гражданская война, если от Смуты отсчитывать. И она затянулась на века. Про реформированную РПЦ вам лучше расскажут прихожане, замечу лишь, что по смерти в 1700 году патриарха Адриана царь Пётр I воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».
Говоря, современным языком, царь, император стал главой Русской Православной Церкви, параллельно с управлением государством. Разумеется, духовные вопросы решал Синод, но, так сказать, представительская власть за царëм во всём. Получился интересный казус. Нехристианские народы, присягая на верность Государю, оставались в своей вере и под управлением своих священнослужителей. Православные же христиане, не принявшие реформу Никона, по сути становились против государства и поражались в правах. Так у нас, на Урале, были такие "двоедане", как правило, в самых глухих закоулках, которым было сказано - возвращайтесь в церкви или платите двойную дань, то есть двойной налог по нынешнему. Рядом ханты, манси и другие народы платили одну дань, а двоедане две. Зато, они были свободны от всех остальных обязанностей, включая воинскую повинность, могли молиться как угодно и кому угодно. В Бутке, где родился Ельцин, тоже двоедане преобладали, как и во многих других местах Свердловской и Курганской областей нынешних. Друг мой, чья родня из Алапаевска, вообще утверждает, что его предки были безбожниками, что для меня лично сомнительно. Нравы и обычаи этой части русского народа прекрасно описаны в трилогии "Сказание о людях тайги". Очень сильно рекомендую, мозги прочищает.
Но, кроме старообрядцев, прятавшихся по закоулкам тайги были и другие, явно не бунтовавшие. Одно то, что большинство промышленников России были старообрядцами, о многом говорит. Именно они, а не большевики, свергли царя. Морозовы, Третьяковы, Гучковы, Рябушинские, Абрикосовы. Список огромный. И это только Москва, а уральские и сибирские промышленники тоже были из них, очень часто.
Вообще, купцы и промышленники-старообрядцы это чисто русский феномен. Часто, дело начиналось на общинные деньги. Община выбирала достойного быть предпринимателем и уже он строил заводы, газеты, пароходы. Даже из крепостной зависимости таких выкупали. Да, в деревнях средней полосы России, целые деревни, иногда тайно, исповедовали старый обряд Православия. А иногда и не тайно. Гонения, со временем, стихли, а понижение в правах для крепостного это смешно. Промышленники, кстати, на свои заводы брали, в основном, общинных. И отвечали перед общиной за условия труда и быта. Именно отсюда больницы при заводах, общежития и даже детские сады. Не знали? Теперь знаете. Спросите, почему же рабочие бастовали, в том числе и у старообрядца Путилова? Так Путилов, Морозов и многие другие это поощряли. Зачем?
Вы не забывайте, что они имели на царя ооочень большой зуб. Не нужен был царь промышленникам, им республика нужна была и свобода вероисповедания. Поэтому и Савва Морозов давал деньги революционерам. А та байда, что дамочка, связанная с Горьким, просто соблазнила и переагитировала его - бред собачий. Это системная, многовековая борьба против попов и государства. Кстати, такое количество русских, в мгновение ока ставших безбожниками, объясняется тем же. Да они просто ненавидели попов. А потом уже не остановить.
Видите, незнание всего одного факта истории приводит к искажениям и ошибкам. А сколько мы ещё всего не знаем? И не потому что скрывают пока. Хотя будут. Потому что историю активно переписывают по заветам Оруэлла.
Поэтому, государство, если хочет выжить, обязано вскыть все тëмные пятна, помочь историкам. И решить споры между историками и народами, живущими здесь. Это всего лишь история, даже если кому-то она принесëт боль и неприятие. Будущее целой русской цивилизации под вопросом, а мы прошлое понять не хотим.