Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Светлый Sabbath (музыкальные подборки, часть 20)

Оглавление
Тони без усов и Оззи в белом)
Тони без усов и Оззи в белом)

В одном из видео, посвящённому одному из ранних альбомов Black Sabbath, наткнулся на такую фразу: если собрать воедино все песни Sabbath, в которых нет тяжёлых гитар и риффов, то можно собрать неплохой фолк-альбом.

Про фолк не скажу, но альбом получится вполне себе лёгким хоть и не совсем дружелюбным.

Интересно что все эти «нетипичные» для Sabbath песни сосредоточены в периоде работы группы с Оззи Осборном. Ничего подобного Fluff или Solitude ни с Дио, ни с Мартиным группа не создавала.

Понимаю что я далеко не первый, кто решился сделать сборник из «тихих» песен Black Sabbath, но подобные условности меня никогда не останавливали.

Orchid

Откроем нашу подборку композицией Тони Айомми. Гитарист написал эту мелодию под влиянием третьего альбома Led Zeppelin, который, к удивлению ребят из Sabbath, оказался полуакустическим. Тогда Айомми взял в руки акустическую гитару и попробовал придумать что-то в духе Zeppelin.

Solitude

Великолепная и достаточно мрачная композиция с альбом Master of Reality исполненная на фортепьяно. В дальнейшем Айомми ещё будет садиться за клавиши, но настоящим украшением аранжировки является флейта, на которой сыграл также Айомми.

Тони:

За время записи альбомов я перепробовал кучу различных инструментов, даже если не умел на них играть, а после Jethro Tull подумал, что можно попробовать и флейту. Должен признать, все это было на сильно любительском уровне. Но у меня до сих пор есть та флейта.

Музыка в композиции хоть и мягкая, но общее настроение достаточно мрачное. Айомми называет эту композицию первой песней Sabbath о любви и в ней действительно есть строчка, которая раскрывает причину страданий главного героя. Но я всё равно придерживаюсь мысли что причиной окутанного тьмой будущего стала смерть, а не расставание.

Changes

О смысле этой баллады, получившей второе рождение в начале нулевых, спорить бессмысленно – это песня о расставании. Хотя, в отличие от Solitude причина расставания не считывается, возможно виной всему всё та же дама с косой. Мелодия здесь достаточно светлая, в чём немалая заслуга Тони Айомми, который вновь изменил своей гитаре с фортепьяно.

Тони о записи Changes:

Я не мог поверить, что это мы. Я был сильно смущен, потому что, когда мы записывали ее на Record Plant, пришел Рик Уэйкман и спросил: — А на пианино кто играет? Я подумал: о нет, сейчас скажет, что полная хрень. Но ему понравилось. Полагаю, мы могли попросить кого-то вроде него сыграть на клавишных, но мы с Гизером хотели сделать это сами. Мы оба всему учились, так что для нас это был вызов.

Zeitgeist

Последний альбом Sabbath не обошёлся без оммажа самим себе начала 70-х. Да, это единокровный брат Planet Caravan, но поразительная схожесть композиций никак не обесценивает Zeitgeist. Очень постарался Оззи (или звукоинженеры), а Тони вновь блистательно исполнил свою партию на акустике, перейдя в конце в блюзовую импровизацию.

She's Gone

Возвращаемся к делам земным, а если точнее, то к очередной песне разбитого сердца. Ты сказала, что будешь любить меня вечно, а затем простилась со мной навсегда – поёт Оззи под печальную оркестровую музыку. Это точно Sabbath? Да, это они, а дальше будет ещё интересней. Признаюсь, я очень люблю альбом Technical Ecstasy, поэтому никогда не относился к вещам вроде She's Gone или It’s Allright пренебрежительно.

Fluff

За клавишами – Тони Айомми! Хотя Fluff всё же более гитарная история, пусть гитара здесь и легка как та самая пушинка.

Тони:

Если не брать во внимание сингл Paranoid, мы не часто могли пробиться в радиоэфир. Один из немногих шансов дал нам Алан Фриман, диджей Би-би-си, по прозвищу «Пушок» (Fluff). Мы ему нравились, и он использовал мелодию из Laguna Sunrise в качестве заставки для своей программы «Субботнее рок-шоу». Поэтому, когда я придумал очередной спокойный инструментал, решил назвать его «Пушок» (Fluff ) в честь Алана.

Planet Caravan

Это одна из моих любимых песен в каталоге Sabbath. Медленный темп и тягучий ритм опутывают слушателя словно лишающаяся последних солнечных лучей темнота. Особенно впечатляюще композиция звучит следую за быстрой Paranoid и предшествуя качовой Iron Man, демонстрируя новую грань таланта группы. Иногда мне кажется что Planet Caravan преступно короткая и в этих космических просторах можно плыть ещё минут 5 точно, а то и все 10. И ещё, здесь впервые появляется флейта.

Air Dance

Как альбом Never Say Die! является «белой вороной» в дискографии группы, так Air Dance своей околоджазовой гармонизацией выбивается даже из сегодняшней подборки. И если Changes, Fluff и даже She’s Gone фэны «тяжёлого» Sabbath ещё могут принять, то вещи вроде Air Dance это уже за гранью. Но…давайте попробуем обособиться от музыкальных ассоциаций, возникающих при упоминании Black Sabbath, уверен тогда композиции вроде Air Dance не будут вызывать отторжения лишь потому что звучат не так как нужно. Единственное что я бы точно убрал из композиции это шумное вступление.

It’s Alright

Тони:

It’s Alright была песней Билла. Хотя раньше он пел в группе The Rest, это была первая песня, которую он спел в Black Sabbath. Мы подбадривали его, уговаривая поместить ее на альбом, так как песня классная и Оззи она нравилась.

Ну и в финале:

Laguna Sunrise

Вторая пьеса, Laguna Sunrise, пришла из его детского воображения – роскошный акустический инструментал, почти фламенковый по стилю, сопровождаемый романтичной партией струнных.

Тони:

Laguna Sunrise была написана под вдохновением от восхода солнца над Лагуной-Бич. Я был там со Споком, одним из наших техников, который к тому же был отличным гитаристом. Мы провели там всю ночь, и я просто начал бренчать на акустической гитаре и придумал эту идею. Мы также пытались добавить в нее оркестровых элементов. Я такого раньше никогда не делал, поскольку мы никогда еще не использовали оркестр. Я не умел записывать музыку на бумагу, а Спок умел, так что мы попытались переложить все на ноты, чтобы оркестр мог сыграть: «Это что за точка? Хорошо, оставь ее». Мы пришли в студию, и, конечно же, оркестр не принял нашу писанину. Им нужно было, чтобы все партии были прописаны правильно, и, когда мы нашли того, кто смог это сделать, получилось великолепно.

Предыдущие "Музыкальные подборки":

Музыкальные подборки | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.