В последние годы в мире сложилась экономика счастья, ставшая неотъемлемой частью государственной политики и доходной индустрии, приносящей более миллиарда в год. Социологи Ева Иллуз и Эдгар Кабанас вызывают сомнения в том, что осознанность является неотъемлемой частью этого процесса, представляя ее не просто как модный тренд, а как индустрию, контролирующую нашу жизнь. В своей книге "Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь" они развенчивают мифы вокруг позитивной психологии, коучинга и курсов личностного роста.
Иллуз и Кабанас критически подходят к концепции счастья как нормы, которая укоренилась в современной академической психологии, а также сомневаются в возможности измерения уровня счастья, как это принято в социологических институтах и международных организациях. В своем труде они осуждают "эмоциональный капитализм" и "тиранию позитивного мышления", а также подвергают критике работы ученых, перекладывающих ответственность за счастье на человека, который должен научиться получать удовольствие даже от таких повседневных вещей, как нарезка овощей, несмотря на обстоятельства.
В последующие годы после финансового кризиса 2008 года стало распространенным обращение к коучам и другим специалистам личностного развития. СМИ, интернет-ресурсы и блоги предлагали советы по уходу за собой в сложные времена, предостерегали от опасных последствий невнимательности к себе. Одной из статей, озаглавленной "Как заботиться о себе во время кризиса", стоит выделить публикацию в "Хаффингтон пост" 2009 года, которая в 2011 году была перепечатана. Эта статья является лишь одним из множества материалов, появившихся после глобального финансового кризиса, и в ней тренер по карьере и специалист по подбору персонала дает рекомендации по заботе о себе в условиях хаоса и неопределенности.
Он подчеркивает, что игнорировать наличие хаоса, неопределенности и страха вокруг — неверный подход. С каждым днем появляются новости об экономическом состоянии и безработице. Автор предупреждает, что если допустить, чтобы стресс взял верх над способностью заботиться о себе, это негативно скажется на здоровье и затруднит успешное преодоление трудных обстоятельств. Поэтому он предлагает несколько важных советов, включая сохранение чувства собственного достоинства, смех и улыбку, заботу о мелочах и оставание в настоящем.
Глобальный финансовый кризис 2008 года привел к резкому ухудшению экономической ситуации по всему миру. Этот период характеризовался сокращением возможностей, высоким уровнем бедности и неравенства, увеличением нестабильной занятости, государственной нестабильностью и политическим недоверием. Десятилетие спустя многие из последствий кризиса продолжают ощущаться, вызывая серьезные дебаты о возможном социальном, политическом и экономическом регрессе.
В условиях кризиса общественность стала осознавать нестабильность и ненадежность ситуации, но структурные факторы, формирующие жизнь людей, оставались незаметными для большинства. Чувства неуверенности, бессилия и тревоги за будущее укоренились, а призывы обратить взгляд внутрь себя и заботиться о себе нашли отклик, особенно среди тех, кто страдает от последствий кризиса. Эмоциональное отступление к себе, как утверждал Кристофер Лэш, становится формой "психического выживания" в трудные времена, когда внешний мир воспринимается как скучный, жестокий или несправедливый. Эта тенденция к отступлению в "внутреннюю цитадель" нашла отражение в убеждении, что решение проблем зависит исключительно от личных усилий и выносливости, что, в свою очередь, ограничивает возможности коллективного изменения общественно-политической обстановки.
Корпорация "Mindfulness"
Увеличение спроса на терапию, услуги и продукты, связанные с темой счастья в последние годы следует рассматривать как признаки и следствия растущей культурной тенденции к обращению внутрь себя в поисках психологических ключей и укрепления воли. Это также попытки справиться с неопределенностью, чувством бессилия и нахождения решений для небезопасных ситуаций.
Прекрасным примером является практика майндфулнес, или осознанность. Она утверждает, что перенаправление внимания на внутренний мир не является уходом от проблем или признаком отчаяния, а, наоборот, представляет собой лучший способ успешно справляться с сумасшедшей реальностью и находить внутреннюю силу.
Неважно, выражается ли это в духовной практике или научном языке, осознанность призывает людей верить, что все улучшится, если они будут верить в себя, проявлять терпение, оставаться непредвзятыми и находить время для расслабления. В этом контексте практика осознанности научает клиентов сосредотачиваться на внутреннем мире, наслаждаться настоящим моментом, ценить мелочи жизни, определять приоритеты и развивать положительное, беспокойством не омраченное, стойкое отношение к окружающему миру.
К примеру, специальный выпуск журнала "Time" в 2016 году, посвященный темам осознанности, духовности и нейронауки, предлагает сохранять присутствие как способ достижения "большей продуктивности и счастья", уделять время удовольствию от самых простых занятий, таких как "нарезка овощей на ровные части", и защищать время для себя от тех, кто может его нарушить, включая членов семьи.
Одна из статей с заголовком "Искусство присутствия" рассказывает историю Тима Райана, демократического конгрессмена из штата Огайо, который был настолько впечатлен своим опытом работы с осознанностью, что решил выделить федеральные средства на исследования в этой области. После выборов в 2008 году, находясь в состоянии стресса, Райан отправился на ретрит по осознанности под руководством Кабат-Зинн. Отключив два телефона, он завершил пребывание 36-часовым молчанием. "Мой разум успокоился, и я почувствовал, как он синхронизировался с моим телом", — поделился Райан. "Я подошел к Джону и сказал: 'Этому нужно научить — мы должны внедрить это в школы и систему здравоохранения'".
В последние годы осознанность действительно стала одной из основных тем государственной политики, школ, медицинских учреждений, тюрем и вооруженных сил. Это выражается в разработке психологических программ для бедных людей, направленных на обеспечение доступного и эффективного лечения депрессии — от социально изолированных афроамериканок в Чикаго до бездомных в приютах Мадрида.
Тема осознанности также привлекла внимание исследователей. Она появилась в конце 1980-х годов, стала популярной в начале 2000-х благодаря позитивным психологам, а после 2008 года интерес к ней резко возрос. Например, если поиск в PubMed с 2000 по 2008 год давал около 300 публикаций с упоминанием "осознанности", то с 2008 по 2017 год было найдено более 3000 материалов, включая работы в области экономики, управления бизнесом и нейронауки.
В то же время осознанность стала прибыльной глобальной индустрией, принесшей более миллиарда долларов в год. Различные товары и услуги, помеченные как "осознанность" — курсы, онлайн-сессии, групповые ретриты и даже мобильные приложения — стремительно набирали популярность и приносили огромные доходы. Например, приложение Headspace, среди тысяч других, было скачано более 6 миллионов раз и принесло более 30 миллионов долларов только в 2015 году.
В сфере труда все больше транснациональных корпораций, таких как General Mills, Intel, Ford, American Express, а также Google с программой "Ищи в себе", внедряют методы развития осознанности. Это направлено на обучение сотрудников более эффективно справляться со стрессом, преодолевать неуверенность и преобразовывать управление эмоциями в более продуктивное и гибкое поведение. Даже область коучинга подверглась воздействию осознанности: "осознанный коучинг" стал модным трендом.
Сегодня осознанность ценится экспертами по счастью, проникшими во все социальные слои, и особенно специалистами по позитивной психологии. Однако осознанность вписывается в научные и профессиональные практики счастья, которые сосредотачиваются на внутренней жизни, перекладывают ответственность на личность и преобразуют беспокойство по поводу внутреннего мира, тела и самосовершенствования в нравственный императив, личную потребность и экономическую активность. Это также соответствует индивидуалистическим представлениям и узкому пониманию социального, характерным для ученых и специалистов в области счастья, а также неолиберального восприятия мира в целом.
Как и многие другие концепции и практики, продвигаемые учеными и экспертами по счастью, осознанность приобретает популярность, обещая решить множество хронических проблем современного неолиберального общества. Она процветает за счет убеждения, что корень проблем следует искать в самих людях, а не в социально-экономической реальности. В итоге, не общество нуждается в реформах, а отдельные личности должны адаптироваться, изменяться и совершенствоваться.
Как и многие подобные практики, осознанность приносит ощущение умиротворения, нормальности и возможностей в нестабильной рыночной экономике. Тем не менее, последователи часто получают лишь техники, переводящие их внимание с внешнего мира на себя самих, и это не всегда с положительным эффектом. Как указывают Мигель Фариас и Кэтрин Уикхольм в книге "Пилюля Будды", осознанность часто углубляет чувства депрессии, тревоги и чувство отчуждения от реальности из-за чрезмерного фокуса на самом себе. Этот же аспект применим к различным формам стремления к счастью, будь то навязчивая книга по самопомощи, наставления гуру по осознанности за 800 долларов, упражнения самоконтроля в приложении для смартфона или святилище объективного научного знания. Пропагандируемая экспертами осознанность и другие методики, связанные со счастьем, объединяются общим индивидуализмом и узким пониманием социального.