Когда мне было 7 лет я пошла в московскую школу. В детский сад я не ходила никогда и опыта самостоятельной жизни у меня не было. Мама меня первую неделю водила в школу и забирала. Потом скооперировались родители нашего дома и в течении сентября нас всей гурьбой отводили и приводили. А с октября я уже ходила в школу сама, по пути встречая девочек из класса.
И всё, далее самостоятельная жизнь. Ключ на шею и вперёд. Сама открывала все двери, разогревала еду, выносила мусор, ходила за хлебом, а по пятницам убирали с братом нашу комнату. С третьего класса по пути в школу заводила брата в садик. Да, и уроки делала все сама. И это было для того времени нормально. Мама приходила с работы в 6 вечера.
И все так жили. В классе был мальчик, которого отводила и приводила бабушка, так его дразнили "маменькин сынок" и все его почему-то считали хлюпиком и ябедой. Это считалось среди нас ненормальным.
Наша самостоятельность - это доверие к миру, верили что плохого не случится, сами решали свои вопросы. Бывало дрались, но всегда мирились. Получали двойки, но репетиторов не нанимали нам. Сами, всё делали сами. Гуляли во дворе и там был свой "кодекс чести".
Когда старшие дочери пошли в школу, то были тревожные 90-е годы. Старались всеми правдами и неправдами встретить, обезопасить, облегчить жизнь. Дети во дворе почти не гуляли. Начались реформы образования. Нужно было много учить и перестраиваться и ещё выживать. Но тем не менее вторая дочь окончила школу с медалью. Училась на бюджете в меде.
Когда пошёл в школу младший сын, то в школах уже охрана, пропуск в школу через металлоискатель. Встречали, забирали. Полное фоей бабушек и нянек после уроков. Детей быстро они же одевали и бегом а секции кружки. В классе были дети с репетиторами чуть ли ни с третьего класса. Учиться, учиться, учиться, гонка за образованием, олимпиады, курсы подготовки и переподготовки, проекты, доклады, сообщения. Пока учился сын мы, родители, чуть не свихнулись. Некогда было воспитывать самостоятельность. Отводили-приводили, ждали под дверями в кружках-секциях. С 6 класса стал сам в школу ходить и то постоянно на телефонах. Была какая-то гонка "быстрее, выше, сильнее". Ни о какой самостоятельности речь и не шла. Наоборот, в большинстве семей она подавлялась, потому что всё должно было быть подчинено ритму обучения. Мы в этой гонке принимали участие до 9 класса. Потом как очнулись.
Сейчас уже внуки. И вот получаю от дочки вот такое сообщение про нашу первоклассницу Сашеньку.
Сашенька, малышка, самая маленькая в классе.... Хорошо хоть школа искусств в 500 метрах от дома. А школа в километре от дома. А на улице морозище... Няню не стала ждать. Сама пошла. Сама сварила пельмени на электроплитке. 7 лет.
И в тот же день вечером кабачок Стёпик первый раз остался, в круглосуточном садике в группе. Потому что мама одна в городе, без родном и работает сутками в больнице, точнее по 36 часов. Вопрос о круглосуточном садике решался, через опеку. Они разрешили оставлять ребёнка не более 2 раз в неделю на круглосуточное пребывание).
Я пребывала в легком ступоре пока осмысливала всё это. Даже выпила успокоительное.
А потом и думаю, а может так правильней? А может ничего страшного и нет? Может так и должно быть? Ведь сколько сейчас инфантильных и несамостоятельных людей? А людей, не готовых взять на себя ответственность не только за других, но и за свои поступки? Много. Очень много.
А что вы скажете? Насколько ваши дети самостоятельны?
С пожеланием всего наилучшего Ваша Я!