Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек!
На дворе декабрь и Новый год - этот любимый всеми праздник волшебства и новых надежд - уже совсем близко. В преддверии нового года предлагаю вам исторический экскурс в историю этого древнего праздника, чтоб узнать какие изменения в датах и обычаях его празднования произошли за тысячи лет Его существования.
Доподлинно не известно, когда праздновался Новый год в языческой Руси. Один исследователи считают, что Новый год в те доисторические времена был приурочен ко времени зимнего солнцестояния, приходившегося на 24 Декабря и совпадающее с современным католическим Новым годом, другие считают, что по образу древней Месопотамии и Рима, где праздник зародился задолго до прихода нашей эры, его праздновали весной на день весеннего равноденствия. В Перовом случае праздничными божествами были Трескунец и Карачун, о котором я подробно писала в своей новогодней статье год назад 👇
Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимние солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне. Коляду отмечали 12 дней.
Во втором случае главным героем была Масленица , ознаменовавшая собой состарившуюся богиню холода и зимы - Морену, которую по традиции идущей с незапамятных времен (и возможно, являвшейся отзвуком существовавшего нееогда реального человеческого жертвоприношения) сжигали на Костре.
Для тех, кому интересно больше узнать о богине тьмы и холода древних славян отправляю на публикацию ниже 👇
Языческий весенний Новый год был праздником Kомоедицы (Березени) и был приyрочен к весеннемy равноденствию и для древних славян языческой Рyси означал начало нового периода жизни. Xолодная и голодная зима оставалась позади, впереди была подготовка к полевым работам, и язычники искренне считали – от того, насколько они сyмеют yгодить идолам, зависит бyдyщий yрожай, потомy праздновали на славy.
Как бы то ни было ранее, ко времени крещения Руси, в конце первого тысячелетия доподлинно известно, что Новый год праздновался уже весной. Приводя летоисчисление и праздники к общехристианским канонам, датой Нового года было установлено 1 марта. В этот день праздновали праздник морф
Молодого горячего солнца, которое олицетворял Ярило. Новый и год и традиции, связанные с Ярилой подробно описаны в статье по ссылке ниже 👇
В 988 году в нашей стране была принята византийская система летоисчисления, согласно которой годом «сотворения мира» считался 5508 год до нашей эры. На протяжении следующих пяти столетий Новый год праздновали в первый весенний день. Именно первого марта, когда по поверили пробуждалась природа, солнце начинала сильнее припекать, крестьянин активно готовился к посевной . С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился именно на весеннюю пору. Традиция отдыхать на 1 марта был настолько важна для сознания наших предков, что в этот день старались не работать вплоть до 19 века.
После принятия Рyсью православия, отголоски языческих традиций и праздников ещё долго сохранялись в разных местах вплоть до XV века. Одним из методов борьбы с ними у христианской церкви был перенос праздников. Так с 1492 года по указу государя всея Руси Ивана III празднование нового года было перенесено на 1 сентября, на день Симеона Столпника Летопроводца. На уклад простых людей эти изменения, впрочем, никак не повлияли: они все так же продолжали ориентироваться на весенний календарь, связанный с природными циклами.
Новый Новый год в сентябре, или Новолетье как говорили тогда, было принято степенно встречать в кругу семьи, в чинных разговорах о том, что сделано и что предстоит сделать. Христианские отцы призывали в этот день избегать чрезмерного распития спиртных напитков и предписывали явиться на заутренеюю службу в трезвом и благопристойном виде всем составом семьи (именно оттуда видимо идёт традиция не спать в эту ночь).
После слyжбы благочестивые горожане старались помочь нищим и yбогим, раздать милостыню, yстроить yгощения для сирот и вдов, помочь больным, yгостить странников. Бояре и знать посещали странноприимные дома, богадельни, остроги. По деревням на 1 сентября после церковной слyжбы yстраивали пиры, на которых собиралась вся деревенская община.
Новый год 1 сентября праздновали всего 2 с лишним столетия, а затем молодой царь реформатор Петр 1 изменил дату празднования Нового года на 1 января, как принято было на Западе. Помимо этого император изменил и систему летоисчисления — теперь оно велось не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. Таким образом, 7208 год превратился в 1699-й.
Петр 1 предписывал широко праздновать Новый год целую неделю. В это время рекомендовалось:
• украшать главные московские улицы еловыми ветвями;
• ставить живые елки или еловые ветви в домах;
• устраивать масштабные гулянья и маскарады;
• жечь костры из соломы или хвороста, стрелять в воздух из ружей.
При Петре I на Новый год впервые появилась традиция запускать красочные фейерверки.
Подобные традиции празднования сохранялись вплоть до начала ХХ века, когда молодая советская власть, отвергая все старое и царское, признала этот праздник буржуазным пережитком и излишеством, убрала выходные и целых полтора десятилетия празднование Нового года (даже дома) и установка елок оказалось под запретом, о чем я подробно рассказываю в статье по ссылке 👇
Свое второе рождение Новый год получил в конце 1935 года, когда ЦК ВЛКСМ выпустил распоряжение «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года». Власть стремилась сохранить новогодние традиции и при этом отделить Новый год от запрещенного в стране христианского Рождества. Граждане вновь стали наряжать елку, а в 1937 году советские дети впервые познакомились с Дедом Морозом и Снегурочкой — сказочный волшебник вместе с внучкой появился на Всесоюзной новогодней елке в московском Доме Союзов.
Однако праздничным и выходным днём 1 января стало лишь в 1948 году. Возродилась традиция шумного семейного праздника с застольем из оливье, селедки под шубой, мандарин и обязательного Советского шампанского.
А про грустную традицию идти после семейного застолья с утра на работу и учебу рассказывала мне моя бабушка 1930 года рождения.
Так что живём и радуемся грядущему Новому году, затяжным каникулам и свободному времени для веселья и общения с близкими и друзьями!
Всем добра и до новых встреч! Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте