Найти тему
Авиация мира

МиГ-23С в МФТИ, спасти или порезать? Судьба самого комплектного самолёта первой серии под угрозой!

МиГ-23С в нашей стране очень немного. Недавно наш канал писал про один из таких самолётов, являющийся экспонатом Центрального музея Вооружённых Сил в Москве. Однако самым комплектным и хорошо сохранившимся самолётом данной модификации, до последнего времени являлся МиГ-23С, долгое время бывший учебным пособием на территории военной кафедры филиала МФТИ в Жуковском. МиГ-23С с заводским номером 220000918 был выпущен Московским авиационным заводом "Знамя Труда" осенью 1970 года и до января 1971 года находился на доработках на ЛИС в Луховицах. Затем, после прохождения военной приемки самолет перелетел в знаменитый 32 ГИАП на аэродром Шаталово в Смоленской области. Этот полк был первым в ВВС СССР, осваивавший новейший советский истребитель. Однако в полку налетал всего около 38 часов, а затем после аварии, которая произошла осенью 1971 года, когда самолет из-за отказа топливной аппаратуры, произвел аварийную посадку, при которой выкатился за пределы ВПП, подломил переднюю стойку шасси и получил значительные повреждения фюзеляжа. После аварии самолет был отправлен на 121й Авиаремонтный завод в подмосковной Кубинке, где более 2х лет восстанавливался при содействии специалистов КБ Микояна. Ремонт завершился в 1973 году, самолет был выкачен на заводскую испытательную станцию, выполнил руление, пробежку по ВПП, а затем был расстыкован и отправлен на территорию учебной базы Академии им. Гагарина в Монино, а затем, в середине 1986 году, передан в МФТИ, где он сменил учебное пособие самолет МиГ-21У, которого за 1 рубль, местные комсомольцы передали в Жуковский Авиационный Техникум. Кстати там он находится и по сей день. МиГ-23С поступил из академии в идеальном состоянии, на нём даже была возможность запуска двигателя, но к сожалению это было невозможно воплотить в реальности, так как самолёт находился во дворе учебного корпуса в форме буквы П. Мигарь прибыл в своей оригинальной светло-серой окраске, с белыми радиопрозрачными антеннами и конусом РЛС, но затем, в начале 90х, силами слушателей Военной кафедры Физтеха, был перекрашен в зелено-коричневый камуфляж, который никогда не использовался на отечественных МиГ-23С. Шли годы, самолет продолжал служить учебным пособием , но во времена министра обороны Сердюкова, военная кафедра МФТИ, была урезана и сменила местоположение, переехав из Жуковского в Долгопрудный. Самолет остался на хранении в Жуковском. Несколько раз над самолетом нависала угроза разделки на металлолом, даже были проведены собрания неравнодушной общественности и Клуба Героев г. Жуковский. В 2026 г. декан факультета Аэромеханики и Летательной Техники МФТИ в Жуковском, В.В. Вышинский согласовал с МО РФ и городскими властями установку этого самолета на памятнике перед факультетом. Но в в скором времени на руководство факультетом был назначен более молодой и "эффективный" декан, который фактически отказался от самолета и проекта установки его на постамент. Прошло еще несколько лет, самолет по прежнему хранился во дворе Жуковского учебного корпуса МФТИ, а в 2019 г начался процесс оформления передачи МиГ-23С 0918 в Музей Войск ПВО, что располагается в Подмосковном поселке Заря. Однако, из за вмешательства активистов от различных музеев, самолет так никому и не был передан. Совсем недавно, самолет расстыковали и перевезли на территорию Военного Факультета МФТИ в Долгопрудном. Там в разобранном состоянии он и хранился на момент ноября этого года. Судьба уникального образца авиационной техники, находится под угрозой и до сих пор не ясна...

-2

МиГ-23С после аварии осенью 1971 года. Шаталово. Фото из сети Интернет
МиГ-23С после аварии осенью 1971 года. Шаталово. Фото из сети Интернет
МиГ-23С после аварии осенью 1971 года. Шаталово. Фото из сети Интернет Добавьте описание
МиГ-23С после аварии осенью 1971 года. Шаталово. Фото из сети Интернет Добавьте описание
-5