Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологические особенности детского горя

Утрата близкого человека предполагает горевание. Интенсивность горевания будет зависеть от типа потери и способности человека ее пережить. В этом смысле возраст ребенка будет иметь решающее значение для понимания того, какими психологическими ресурсами он или она обладает

Горе – это естественная, нормальная и ожидаемая реакция адаптации к утрате. Это переживание страдания, охватывающее все сферы личности. Переживание горя совершенно личное, изменяющееся, динамичное, и не очень ясно, когда оно начинается и когда заканчивается.

В детском горе дети переживают утрату как новый опыт и ищут ответы и утешение у взрослых.

Фазы, которые проходит ребенок столкнувшись с гореванием

  • Шок. Неверие, растерянность. Ребенок может вести себя так, как будто ничего не произошло, или его реакция будет парадоксальной –ступор, оглушение, замирание.. Это защитный механизм, позволяющий нам обращаться с информацией, своего рода временное избегание реальности.
  • Поиск. Жажда срочного воссоединения с утраченным объектом. Разочарование, гнев, вина. Потеря чувства безопасности.Агрессивность.
  • Дезорганизация. Депрессивные переживания, отсутствие надежды на жизнь.Осознание необратимости. Грусть, плач, пустота, одиночество, апатия, незаинтересованность.
  • Организация. Поиск внутренних ресурсов. Адаптация к новой реальности.

Столкнувшись с потерей, у ребенка усиливаются некоторые реакции, являющиеся частью нормального процесса проживания: отрицание реальности, регрессивное, агрессивное поведение, уязвимость, страх, вина, забота о других, забота, контроль...

Четыре основные вещи, которые следует объяснить о смерти ребенку, чтобы помочь справиться с горем:

  • С этим столкнется каждый;
  • Эта ситуация необратима, но жизнь продолжается дальше.
  • У смерти есть почему, и на это почему можно ответить как с физиологической, так и с точки зрения веры, в зависимости от приоритетов семьи.


До двух лет

В столь раннем возрасте у детей нет осмысления процесса смерти. Но, они чувствительны к изменениям в распорядке дня и настроению взрослых.

Скорбь может выражаться более сильных истериках и плаче. Они могут регрессировать и стать более зависимыми.

От 3 до 6 лет

Появляется тенденция к субъективизму, эгоцентризму и буквализму.

Они понимают смерть как временное, обратимое состояние.

Они могут верить, что они или их родители бессмертны. В этом возрасте, ребенку уже можно объяснить этот процесс на доступном для него языке. Замалчивание ситуации приведет к тому, что дети будут чувствовать себя сбитыми с толку, обманутыми.

Они могут настойчиво расспрашивать об умершем человеке, делая вид, что ничего не произошло или стать более зависимыми и чаще искать компании взрослых.

От 6 до 10 лет

В этом возрасте детское горе все больше напоминает горе взрослых. Дети начинают понимать, что смерть-это окончание жизни. К концу этой стадии они могут даже понять собственную скоротечность жизни.

В этом возрасте ребенка могут интересовать похоронные обряды, метафизические и религиозные вопросы о смысле жизни.В этом возрасте дети могут быть очень обеспокоены тем, как может измениться их жизнь.

Если вы нажмете на кнопку «сказать спасибо» под статьей, добавите комментарий или поделитесь, буду рада!

Если вы столкнулись со сложной жизненной ситуацией, записывайтесь на консультацию по WhatsApp, Telegram +79136223873 или ВК Буду рада помочь.

Автор: Ксения Андреева
Психолог, Клинический детский психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru