В последний раз я был в деревне у деда на его 80-летие. Приехали родственники, накрыли стол, поздравляли его, дарили подарки. Держался он бодрячком, хоть и видно было, что очень сдал, все время за сердце хватался. Все началось с того, что восемь лет назад ушла бабушка, которую он очень любил, вот с тех пор и стало у него сердечко пошаливать. Отец много раз предлагал ему к нам переехать, путевку в санаторий ему предлагал, но тот всегда отказывался. Говорил:
-Сколько мне суждено на свете, столь и проживу. Чужих лет мне не надо!
-Ну почему же чужих? - удивлялся отец, - сейчас медицина настолько шагнула вперед, что позволяет качественно и долго свое прожить!
-А что же она тогда, медицина ваша, Машеньке не помогла? - сокрушался дед, - уж так она жизнь любила и до весны не дожила. И завяли цветочки в палисаднике без нее... Нет уж, как придет мой срок, к ней пойду! Ждет она меня, по ночам снится!
Деду Михаилу было восемнадцать, а бабе Маше шестнадцать, когда они полюбили друг друга. Через два года расписались и с тех пор дня друг без друга прожить не могли. Тяжело жилось, много работали, и через голод и через холод прошли, но теплые отношения в семье сохранили. Мой отец, их сын, и тетя Люба, их дочь, всегда про свое детство с любовью рассказывали. Да и мы с сестрой и с двоюродными братьями часто к ним в деревню на лето приезжали, это были счастливые годы моей жизни.
Среди всех своих братьев и сестры я самый ласковый к деду был, тянуло меня к нему как магнитом. Другие вечером на улицу уйдут, а я к деду, любил слушать его рассказы о жизни, сказки и легенды, под треск веток в костре. Частенько мы с ним жарили на огне рыбу, которую сами же и выловили в местной речушке, запекали картофель и грибы. Засидимся с ним до темна, в небе звездная россыпь, в маленьком пруду квакают лягушки, собаки брешут - хорошо!
Но мои посиделки с дедом по вечерам временно закончились, когда мне было пятнадцать лет - влюбился я. Девчонка новая в деревню к своей бабушке приехала, Настенька, как увидел ее голубые глаза и озорные веснушки, так сразу и пропал. А еще она веселой оказалась, на месте не усидит, мне с ней интересно было.
Вот с ней я и гулял по вечерам, чаще всего в компании других подростков, но иногда и наедине.
И Настя, впервые в жизни, вызвала у меня мужское чувство, я как-то повзрослел сразу, стал серьезнее. Но голова кипела, когда я случайно к ней прикоснусь, и не только голова. А все мое естество разгоралось, было это и приятно и пугающе, потому что я не знал еще что с этим делать. А к Настеньке я относился с трепетом и уважением.
И вот однажды я не выдержал и попросил разрешения ее поцеловать. Она сначала нахмурилась, словно думая о чем-то неприятном, а потом в ее глазах разгорелись озорные огоньки.
-А давай, - сказала она и звонко рассмеялась, - только не сейчас, а заполночь, на кладбище. Не оробеешь?
-Конечно, нет, - ответил я беззаботно, - мой отец всегда говорит, что живых бояться надо, а не мертвых!
После того, как мы договорились, сходили сначала к Настиной бабушке, я отпросил ее до утра. После кладбища мы договорились на речку пойти и рассвет вместе встретить! А потом к моим, предупредил, что гуляю с Настей и буду не скоро.
До полночи мы на танцплощадке были, натанцевались до упада. Потом посидели на старом бревне возле крайнего дома к выходу на кладбище, отдышались и пошли. Ночь была светлая, в небе светила полная луна. Иду я, за руку Настю держу и так хорошо мне, что шел бы и шел, не останавливаясь.
Но вот уже и старый, покосившийся забор, за которым показались кресты. И вдруг где-то протяжно и тоскливо завыла собака. Мне стало не по себе, я невольно поежился, но виду не подал. Настя остановилась и выдернула свою руку из моей.
-Может, не пойдем? - посмотрела она на меня с надеждой.
-Нет уж, уговор дороже денег, - тихонько засмеялся я в ответ и почувствовал, что в моем голосе появилась предательская хрипотца.
-Ну смотри, Санька, если вперед меня убежишь, никогда тебя не прощу, близко к себе не подпущу, - заявила она со всей серьезностью.
Я снова схватил ее за руку и шагнул в темноту, на узкую тропинку. Шел и старался не думать ни о чем, хотя дедушкины россказни про это таинственное, мистическое место, все время лезли в голову (а я был впечатлительным). Чтобы отогнать от себя все мысли, представлял, как мы дойдем до места, в центр кладбища, и я заключу Настю в свои объятия. И тогда мне уже будет все равно где я, главное, с кем я!
Шли мы медленно и осторожно, Настя все время озиралась по сторонам, каждый звук пугал ее, и она вздрагивала. Тогда я крепче сжимал ее ладонь, чтобы она чувствовала мою мужскую силу. Сколько прошло времени, я не знаю, мне показалось что целая вечность. Иногда мы тихонечко перешептывались, уточняя, туда ли мы идем. И вот, наконец, мы оказались на месте. Об этом свидетельствовал памятник из белого камня в виде Ангела. На этом месте была захоронена целая семья: муж, жена и пятеро детей, погибшие в пожаре. А памятник им всем селом справили, давно это было...
Мы остановились и загляделись на памятник, как зачарованные, ночью он смотрелся как-то особенно и немного жутко, не то что днем!
И только я выпустил руку Насти, а потом потянулся к ней, вот-вот наши губы должны были сомкнуться, как вдруг...снова услышали протяжный вой собаки. Настя отпрянула, вой повторился и нам показалось, что стал он ближе. И вот уже он со всех сторон...Настя снова схватила меня на руку и потянула за собой, на выход. И вдруг мы застыли, как вкопанные: в темноте, между крестов, мы увидели белую собаку. Она сидела неподвижно и смотрела на нас, а вой, как будто шел из под земли.
Тут Настя не выдержала и рванула вперед со всех ног, я за ней. Опомнились только в деревне, остановились, прислушались, где-то со стороны кладбища вой еще доносился, а потом стих. Но когда мы проходили мимо дома деда Степы, у него во дворе завыла собака.
До утра мы гулять не стали, Настя попросилась домой, я проводил ее, а потом бежал к себе так, только пятки сверкали. Утром я узнал, что деда Степы не стало, ночью он ушел на небеса!
Я тогда все рассказал деду о своем ночном приключении, и вот что он мне поведал.
-Старые люди рассказывают, что в древнем мире появилась ксоло – собака-проводник в загробный мир. Было это еще во времена пирамид и ацтеков. Для индейцев загробная жизнь была важнее земной. Но для того, чтобы собака проводила умершего туда, где вечная жизнь, ее приносили в жертву и хоронили вместе с хозяином.
Вот и у нас был такой случай, давно уже, когда - никто и не помнит. Жил в нашей деревне одинокий человек, который потерял жену и новорожденного сына. С тех пор он не женился, жил уединенно, много молился. И однажды к нему прибился щенок, абсолютно белый, словно снежок. И человек назвал его Ксоло. Когда человека не стало, пес был уже старый и немощный. Но на похоронах он поплелся вслед за церемонией на кладбище. Да так там и остался, сельчане звали пса, но он лег на могилу хозяина и никуда не пошел.
На другой день пришли люди, чтобы покормить верного пса, а он уже не дышит. И решили они, хоть это было не принято, похоронить его рядом с хозяином. С тех пор в деревне появился призрак белой собаки, который приходит за людьми, чтобы увести их за собой, после их последнего вздоха. Мало кто видел Ксоло, но это был он, даже сомнений нет, - закончил свой рассказ дед Михаил.
Настя, после этого случая, вечером на улицу не вышла, а потом и вовсе уехала. А я, до конца лета, больше не слышал воя собаки, но домой приходил пораньше.
В тот вечер, когда у дедушки был 80-летний юбилей, он подозвал меня к себе. И показал свой небольшой сундучок, где у него хранились медали, Почетные грамоты, самые дорогие его сердцу фотографии с бабушкой Машей и несколько ее золотых украшений.
-Недолго мне осталось, - сказал он, - скоро Ксоло за мной придет. Ты сохрани это, внучок, жаль, правнуков от тебя не дождался (от старших двоюродных братьев у дедушки были правнуки). Почему тебе? Да потому что ты меченый, не зря же ты эту собаку самолично видел, вот ты о своих предках память и сбережешь.
Я тогда попытался убедить деда, что зря он так рано в дорогу собрался, что он еще до ста лет проживет. Но вскоре деда не стало! Я забрал его сундучок с добром, дом продали, потому что мне пришлось уехать далеко и надолго по долгу службы, а другим родственникам он был не нужен. Но теперь, когда вернулся, нет-нет, да и приезжаю в эту деревню, чтобы навестить родные могилки.
И да, несколько раз я пытался ходить по ночам на старое кладбище, но Ксоло так больше и не видел! Да и в деревне про собаку-поводыря теперь никто не знает, ушло старое поколение, а вместе с ним эта легенда. Или быль!!!
Рассказ написан на основе истории, которую мне прислал мой читатель Александр М. (к сожалению, местность, где происходили эти события - не уточнил). Может быть вы что-то слышали об этом?
А если и у вас есть интересные истории, присылайте мне их по адресу:
galiczynae@yandex.ru или опишите их в комментариях.
Благодарю за поддержку канала лайком и репостом!
Еще истории от моих читателей:
С любовью к Вам, Елена