ЧАСТЬ 2. Б… КНИГА И ГНЕЗДО ШУБИНОЙ
Президент РФ подписал 5 декабря закон «о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, педофилии и смены пола». Вместе с этим законом президент подписал и второй, запрещающий распространение материалов, которые «пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения», в рекламе, книгах, кино и СМИ. Законы вступили в силу со дня официального опубликования — то есть 5 декабря. Они запрещают в России пропаганду ЛГБТ среди граждан любого возраста, а среди несовершеннолетних — еще и демонстрацию, в том числе изображение и описание СЛОВАМИ!
Буквально в этот же день закон был попран в Доме Пашкова членами жюри премия Большая книга (см. предыдущую публикацию ЧАСТЬ 1 «Демография и лесби» - я даже не хотел текст Васяткиной приводить - и противно, и похоже на нарушение закона!), попран именно печатными СЛОВАМИ. Но пока не забанили: ведь – премия, специальный приз! Сама премия давно воспринимается как распределение миллионов среди авторов редакции Е. Шубиной (из 15 книг финалистов – 8 издательства АСТ, а три победителя –поголовно из гнезда Шубиной). Все русские реалисты вышли из «Шинели» Гоголя, а все победители Б… книги – из дублёнки Шубиной.
Итак, главный приз снова взял Евгений Водолазкин с романом "Чагин", на втором месте исторический детектив «Дар речи» Юрия Буйды, на третьем – Алексей Сальников, которые прямо олицетворяют саму премию.
В общем, вместо торжества соцреализма, который был осмеян и заклеймён либералами от литературы – торжество постмодернизма, фэнтези с чертовщиной «под Гоголя» и какого-то плюгавого реализма редакции Е. Шубиной. Сама она – невзрачная, малосимпатичная женщина и её авторы – под стать, и книжки её вызывают предзимнюю тоску. Кстати, даже скучные обложки «премиальной» редакции – похожи и у того же Буйды, и у Водолазкина. Ну, и сам подход к действительности, сама стилистика – перекликается. Да это прямо в аннотации редакции Шубиной говорится: «Новый роман Сальникова «Оккульттрегер» написан в жанре городского фэнтези. 2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры — особые существа, чья работа — сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями». Редакция Шубиной думает, что это завлекательно, а это просто похоже на хозяйку!
«Я бы сказал, что я ветеран этого движения, потому что я шестой раз попадаю в финал. Мне кажется, это мое главное достижение, потому что можно из финала выйти в победители, можно не выйти, но само по себе попадание в финал показывает, что ты еще можешь что-то изобразить. А когда ты попадаешь на первое место, а у меня было и первое, и второе места, то это ситуация, близкая к счастью», - рассказал писатель журналистам.
Счастье в этом году снова получил Водолазкин, но Басинский, получивший премию за пересказ «Анны Карениной» в прошлом году, уже опубликовал у Шубиной и сам вовсю комментирует новый шедевр из той же серии толкований романа Толстого – «Левин». Это – наверное, следующий главный кандидат. За это время Водолазкин наваяет новый роман, и получит Большую книгу-2925. Даже если Украина нас победит, как обещает Зеленский конгрессу США, премию Водолазкину оставят – он же уроженец Киева и закончил филологический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. Свой!
Да и содержание – самое злободневное: Чагина, обладателя феноменальной памяти, обманом внедряют в потенциально антисоветский кружок информатором. Там Исидор встречает любовь своей жизни Веру (НЕ Павлову!) и друзей по интересам. И до этого у Чагина возникали вопросы правильности такого поступка, а после появления чувств к участнице кружка, тема предательства стала особенно острой. Сможет ли Чагин скрывать от девушки тайну после разрушительных событий? Да, какие же злободневные вопросы в обществе сплошного вранья и предательства без всяких «антисоветских кружков» - где Водолазкин взял такое топорное понятие – из протоколов следователей НКВД?
А каков текст и стиль: «Исидору купили шаровары. Даже в то далекое время, когда одежде большого значения не придавали, было видно, что они недопустимо широки. Бабушка вывернула их наизнанку и, собрав лишнее, прострочила изделие на «Зингере». Она не хотела тратить черные нитки, которые и так недопустимо быстро расходовались». Два одинаковых наречия «недопустимо» - через предложение. Какое богатство языка!
А какова позиция лауреата? «Я отношу себя к тем людям, которые держат по отношению к современности определенную дистанцию. Когда меня спрашивают о моих политических взглядах, я отвечаю: их у меня нет. И это чистая правда: я разбираюсь с каждым событием по отдельности — не как представитель какой-то идеологии, а как человек, который пытается рассматривать каждое событие в соответствии со своими представлениями о добре и зле… Писатель должен приподниматься над действительностью».
Это у книг редакции Шубиной – приподниматься над русской действительностью получается.
Приз – в студию!