Найти тему

Требование по завещанию

Ну, подержу интригу, ибо от фактов могут вспыхнуть мозги у всякого бандеровца.

Была однажды (где напишу позже) найдена вот такая берестяная грамота (пролистав, можете увидеть прориси).

Ну, вот что там написано:

-2

Ну, если перевести этот текст на современный язык, то выйдет примерно вот что:

От Говеновой к Неженцу. Дай шестьдесят кун ладейных. Поведал Говен, идя на суд {т.е. перед смертью}, а поп писал. Дай Луке. Или не дашь это, то я возьму у князя отрока и вместе приеду — и более ты отдашь.

Итак, что же это значит?
А вот что.

Был некто Говен, у него есть кто-то, кто пишет это письмо. Этот кто-то — Говенова. То есть это — женщина, но точно — не мать, так как мать — мужнина жена, отца Говена, а вовсе не самого Говена. Значит это или жена или... нет... дочерью она быть не может, так как дочь была бы -евна: Говневна. Значит, это — жена. Итак, жена Говена, который перед смертью сказал в присутствии попа, что Неженец должен отдать приличную сумму — шестьдесят кун. То есть это — завещание Говена, он умер, а пишет его вдова. И вот вдова Говена требует от Неженца эти шестьдесят кун. Причём указывает как следует исполнить это обязательство — отдать эти деньги (подчеркну — по тем временам приличные, но не заоблачные деньги, чуть более двух гривен, так что это, скорее всего, именно цена найма ладьи!) Луке, ну а дальше содержится, естественно, угроза приехать с «судебным приставом» того времени, обязав дополнительно того же должника, так как подобное путешествие с «княжим отроком» также создаст издержки, издержки, связанные со взысканием долга.

Во-первых, если считать попа нотариусом, а княжьего отрока именно исполнителем, то ситуация немногим отличается от современной.

Во-вторых, обратите внимание, что наследование кредиторских требований уже явно существовало. Ведь в данном случае речь идёт не об актуальном имуществе, а именно о кредиторских требования в шестьдесят кун.

В-третьих... а вот тут и интрига... где же находился этот Неженец? Ну, вероятно, там, где найдена эта грамота. А найдена она... на Украине. Это северо-восточной поместье Звенигорода Галицкого. Стратиграфическое датирование: 10-е – 30-е гг. XII в. Но рано радоваться украинским националистам, потому что из этого факта следует очень многое, что им совершенно не понравится.

1. Из этого следует, что в Звенигороде Галицком, городище у нынешнего села Звенигород на реке Белке, что в Пустомытовском районе Львовской области, говорили точно не на языке, который сейчас характерен для Украины и который пытаются навязать. Обратите внимание на то, что там написано «попъ», а никакой не «пiпъ», адресная часть начинается не с «од» и не с «вiд», а ровно так же точно, как и везде, скажем, в том же Новгороде: «ѿ» — «от». (Представляю себе вытаращенные глазёнки и пену изо рта Ирочки Фарион (доложу Вам — дико славянские и им'я и хвамилие ея!)). Обратите внимание на то, что окончание глаголов в прошедшем времени не «», а именно «»: «повѣдало», а не «повѣдав», «апопъѱ҃лъ», а не «апопъѱ҃въ».

2. Ну ладно, но, может, Говенова эта жила в Новгороде и Пскове и оттуда написала? А вот и нет! Посмотрите вот на это место: «адаєлѹцѣ». Причём на прориси отлично видно, что тут написано именно «ц», а между тем, в псковско-новгородском диалекте это следовало написать так: «адаєлѹкѣ», так как для псковско-новгородского не было характерно чередование в этой позиции «к — ц», а вот для киево-черниговского диалекта как раз было. Следовательно, писалось это с территории Чернигова и южнее. И из этого следует, что никакой такой «мовы», которую усиленно демонстрируют нам сейчас, не было не только в Киеве или Чернигове, но даже и во Львове (сейчас у Ирины Фарион случится взрыв мозга!).

А теперь стоит объяснить, почему в северных землях находят сотни грамот, а на Украине — чуть. Значит ли это, что деловая активность и грамотность Новгорода и Пскова была выше, чем Львова, Киева и Чернигова? Вовсе нет! Берестяных грамот, датируемых временем после XV века, почти не находят просто по той причине, что появилась относительно дешёвая бумага. Если сейчас не пользуются пейджерами, то это не значит, что их и не было. Это всего-то значит, что все перешли на мобильные телефоны, да ещё и с активным экраном и включённые в интернет. А если берестяных грамот не находят, то это не значит, что их не было, это значит однозначно только то, что их не находят. А вот не найти их можно по трём уже причинам:
во-первых, их действительно не было,
во-вторых, они были, но просто не сохранились,
в-третьих, их и не искали, например, во время рытья киевского метро.
К тому же, берестяные грамоты хорошо сохраняются только в таких почвах, которые как раз характерны для Пскова, Новгорода, той же Волыни или части современной Львовской области, то есть влажные почвы, где слаба аэрация. Киев стоит совершенно на других, прекрасно аэрируемых почвах, так что там все берестяные памятники имеют очень невысокую вероятность просто сохраниться. Как не сохраняются сейчас в массе своей черновики, хотя будущие историки, вероятно, об этом будут жалеть.