Бродя по залам галереи не спеша,
Тихонько по полу шурша ногами,
Люблю рассматривать висит какая в раме
Художника душа...
Как-то бродя по залам Третьяковской галере я спросил у старушки-сотрудницы одиноко сидящей на стульчике - "Скажите, а где у вас тут Абрам Архипов?". Старушка наморщила лоб, пытаясь припомнить, и выдала - "Архипов?... У нас есть только Архип... Куинджи...".
Непонятно по каким причинам, но так сложилось, что имя Абрама Ефимовича Архипова (1862 -1930 г.) до сих пор незаслуженно игнорируется. В самых крупных книжных магазинах Москвы, где на полках давно уже красуются огромные замечательные каталоги русских художников 19-века, Архипова нет. Невозможно его даже заказать, поскольку он просто не печатается. Все что мне удалось в свое время разыскать - это маленькую букинистическую брошюрку 1982 года с выцветшими и, в большинстве своем, черно-белыми картинками.
Предлагаю окунуться в живописный мир автора знаменитых "Прачек".
Визитной карточкой Архипова, пожалуй, являются лихо написанные, радостные крестьянки в красных нарядных сарафанах.
К свободной, размашистой манере письма художник пришел не сразу. "Ранний" Архипов, скажем прямо, не особо оптимистичен и не очень "широк".
В 19 веке моду на "широкий мазок" задал шведский мастер Андерс Цорн.
После посещения шведом России многие художники начали писать "а-ля Цорн". Но, следует заметить, что наши мастера применяли крупные мазки несколько по-своему. Если Цорн огромными кистями обобщенно лепил форму, то у русских художников (Ф. Малявина, Н. Фешина, К. Коровина и многих других) мазок красуется на холсте как самостоятельный, выразительный, эмоциональный художественный элемент.
Синтезировав художественные течения своего времени (от передвижников до модерна) Архипову удалось найти свой собственный узнаваемый почерк. Картины мастера объемны, атмосферны, наполнены светом и психологизмом.
Правда далеко не все восхищались таким искусством. Как-то на выставке, проходя мимо своих картин, художник услышал в свой адрес насмешливое - "А Архипов все шикарит. Верно Бенуа написал.". По всей видимости, авторитетный художественный критик Александр Бенуа в одной из своих критических статей имел в виду то, что манера письма художника остается неизменной вне зависимости от того что именно изображается.
С Бенуа особо не поспоришь, но все-таки лично я не вижу ничего плохого в работах, в которых умелая бравада мастерством, "вкусная" живопись, эстетика мазков и цветовых пятен сама по себе является искусством, а не вялой прислужницей сюжета.
Абрам Ефимович Архипов - один из тех редких гениев, которые велики НЕ тем, что вывернув наизнанку художественную форму создали новый стиль, НЕ тем, что поведали людям одну из общеизвестных скучных истин о бренности бытия и трагичности человеческой жизни, а именно тем, что сумели, за счет полной самоотдачи искусству создать полотна, которые (ни много ни мало) способны вдохновить! Написали картины, глядя на которые хочется жить! Сотворили ЖИВОПИСЬ способную зарядить, вызвать восторг, РАДОСТЬ!!!
Всем света!