Научной медицинской литературы, статей и роликов в интернете казалось бы достаточно много для того, чтобы не осталось сомневающихся в серьёзности этой проблемы.
Однако врачей, которые обращают на это внимание, я встречаю очень редко.
Собственный опыт работы многое объясняет.
Пока я не стал тестировать собственными руками подвижность головы на атланте, я представить себе не мог распространённость этих смещений.
Напомню, что я работаю с детьми по направлению неврологов и офтальмологов.
У всех таких детей можно протестировать и найти в той или иной степени смещение головы на атланте!
И сколиоз!
Хорошо эти смещения видны на рентгене и МРТ.
Сомнений в распространённости этих смещений у меня теперь нет.
Почему большинство коллег сомневается?
Много врачей тестирует подвижность головы на атланте?
Пока я не стал изучать мануальную терапию, я этого не делал.
Подозреваю, что за исключением единичных случаев, кроме мануальных терапевтов этого никто и не делает.
Думаю, что все врачи теоретически согласны, что состояние позвоночника, в том числе положение головы на атланте, серьёзно влияет на самочувствие ребёнка, а практически ничего не советуют.
Считаю, что врачам не хватает конкретики, поэтому попытаюсь восполнить этот пробел.
Целенаправленное изучение анатомического атласа позволило многое понять.
Даю инструкцию для желющих разобраться.
Найдите: картинку "Основание черепа", на ней большое затылочное отверстие, рядом справа ярёмное отверстие, между ними площадка для расположения черепа на атланте, слева аналогично, симметрично.
Теперь представим, что голова повёрнута и наклонена, то есть сместилась площадка затылка с площадки атланта.
Рядом ярёмное отверстие, в нём внутренняя ярёмная вена.
Будет сдавление вены?
Найдите картинку "внутренние ярёмные вены на МРТ с контрастом", просто сравните размеры справа и слева, особенно в местах выхода из черепа.
Изучать МРТ очень интересно, в анатомическом атласе всё нарисовано в идеальном виде и создается ложное представление о симметричности человека, а на МРТ найти симметричные структуры бывает трудно!
Обратите также внимание на расположение черепа на атланте, расположение самого атланта на втором позвонке, найдите позвоночные артерии, посмотрите другие шейные позвонки.
Структура определяет функцию!
Нарушение структуры нарушает функцию.
Функция ярёмной вены - отведение венозной крови из черепа, нарушение этой функции приводит к излишнему количеству венозной крови в голове и соответствующим симптомам.
Головые боли в лобно - теменных областях по ходу венозных магистралей, распирание в глазах, усиление венозного рисунка на лице, большой размер головы, носовые кровотечения для спуска лишней крови - всё это симптомы повышения внутричерепного давления.
О каждом из этих и других симптомов можно и нужно написать отдельную статью, сейчас же обращаю внимание на необходимость у всех детей тестирования положения головы на атланте.
Тестирование достаточно простое: наклонить голову ребёнка вперёд, повернуть максимально вправо и наклонить из этого положения вбок и вниз, аналогично влево.
Почувствовать разницу!
А можно просто посмотреть углы талии!
Разные углы талии = сколиоз = смещение головы на атланте!
Вот такая математика!