Увлекшись моим приятелем, я невольно отдалился от балаклавской бухты, о которой начал было речь. Удаляется от нее и отворачивается и здешний доктор, он же, на свою беду, и член санитарной комиссии. Созерцание колыхающихся на поверхности бухты внутренностей бакланов и бюстов дельфинов с утерянным туловищем, далеко не соответствует его роли санитара курорта, но балаклавцы, как я уже сказал, не любят чужого вмешательства в устав своего прихода, и бедному доктору-санитару приходится отказывать себе в прогулках по набережной, чтобы не уронить своего значения официального лица: немножко как губернатор в «Периколе»…
Говорят, впрочем, что к началу сезона все это приберется и нельзя этого не пожелать, так как Балаклава, благодаря своей тихой, удивительно прозрачной бухте и здоровому климату, почти единогласно относится врачами к лучшим климатолечебным пунктам Крыма, а простота и сравнительная дешевизна жизни, так как на все лето рыбаки сдают в наем приезжим свои скромные, но довольно чистые домишки, делают ее весьма привлекательным местом для людей, не имеющих достаточных средств или охоты швырять деньги без счета в модных пунктах в роде Гурзуфа и Ялты. И так, нужно надеяться, что трогательно колышущиеся на поверхности воды, безвременно погибшие щеночки и кошечки будут убраны; жаль только, что останется, вероятно, во всей своей девственной неприкосновенности патриархальный обычай выносить из домов туда же, в бухту, все, что у китайцев способствует увеличению урожая…
Положим, что объем воды в бухте так велик (глубина до 15-ти сажен), а городок, усиливающийся ее загрязнить, так мал, что сколько-нибудь серьезно загрязниться он все таки не может, тем более что в ней существуют постоянные течения и, без всякого сомнения, наша невская вода, находящаяся в тех же условиях, но только не так наглядно, содержит в себе несравненно большее количество разнообразных нежелательных примесей; но здесь нет ни подземных каналов, ни сточных труб и все это делается так простодушно и откровенно, и при том среди белого дня, что невольно бросается в. глаза...
Бухта глубока и содержание соли в ее воде превосходит соленость воды в других местах Черного моря; поэтому купанье в ней рекомендуется врачами, как сильное средство, которым злоупотреблять не следует. Здешний доктор приводит примеры излечения весьма серьезных болезней купаньями в Балаклавской бухте и наряду с ними случаи крайнего истощения и даже заболеваний от злоупотребления ими. Между прочим, он упоминает. об одной совершенно здоровой, краснощекой, по очень полной приезжей даме, которой кто-то для того, чтобы похудеть, посоветовал купаться в бухте по три раза в день и оставаться в воде как можно дольше. Результатом оказалось то, что барыня должна была обратиться к доктору за спасением, и тому стоило немалых усилий исправить плачевные последствия «насилования природы», следы которого у барыни остались и до сих пор.
Говорят, что температура воды в бухте, лежащей среди глубокого ущелья, вообще ниже, чем в других пунктах Черного моря, куда съезжаются купающиеся, и бывали даже случаи, что в течение всего лета вода была настолько холодна, что почти невозможно было купаться. Это, конечно, исключительная случайность. Вообще же летом температура воды держится на 15-16 град., подымаясь иногда до 20 и 21 град. и падая до 10 град.
Кроме купания, большую будущность предсказывают балаклавской грязи, составляющей дно северо-западного угла бухты. Целебные свойства ее признаются врачами одинаковыми с свойствами сакских грязей, но пока она лежит втуне. Изредка местный доктор предписывает ее больным и нахвалится результатами, но употребление грязных ванн вследствие отсутствия здесь специально приспособленного для этого учреждения связано с такими затруднениями, как наем отдельного помещения, перевозка этой грязи на подводах и пр., что лечение ею вообще очень мало распространено. Говорят, несколько лет тому назад, предполагалось какое-то общество для устройства в Балаклаве грязелечебницы, да расстроилось: капиталисты боятся бросать деньги «в грязь», хотя нередко бросают их за окно…
Продолжение следует