несмотря на то, что история виноделия Чили насчитывает уже более 300 лет (начало восходит к 1500-м годам) на протяжении многих столетий здесь практически не делали чего-то лучшего, чем грубые и дешевые вина из сорта Паис (известного в других странах как Миссион, Листан Прието и Криолла). Бордоские сорта были привезены в Южную Америку в 1850-х годах, буквально за пару десятилетий до начала эпидемии филлоксеры по запросу новой чилийской элиты, сформировавшейся после обретения страной независимости и желавшей вести "европейский" (а если быть еще точнее - "французский") образ жизни. Этот стиль подразумевал, конечно же, доступ к "французским" винам, в первую очередь из бордоских сортов.
Привезённые лозы не отличались большим разнообразием и эта ситуация в принципе сохраняется и по сегодняшний день, когда более 90% площадей виноградников Чили заняты всего десятью основными французскими сортами. В те же времена ситуация осложнялась еще и совместный высадкой различных сортов на одном винограднике, в так называемой "полевой сортосмеси". Большинство виноградников на планах и схемах обозначалось простыми и понятным надписями "Бордо красные" либо "Бордо белые" и никакой дополнительной детализации по сортам никто не вел.
После того как филлоксера опустошила европейские виноградники, достигнув Бордо в конце 1860-х годов, большинство бордоских виноделов при пересадке отказались от части сортов на своих участках, из-за того что какие-то из них с трудом сращивались с американскими подвоями или имели раннее распускание почек или длительный период созревания и часто страдали от возвратных заморозков или не вызревали в нужной мере в умеренном морском климате этого региона. В итоге к началу XX века в промышленных посадках в Бордо сохранились только Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран в виде основных, плюс Пти Вердо как вспомогательный. Остальные сорта оказались практически утрачены - никто не стал заниматься их высадкой.
Чилийцы же, не испытавшие "прелестей" филлоксеры, так как и прежде продолжали выращивать все изначальные сорта в "полевой смеси", без различного указания конкретных сортов на вине, но ради целей агрономии всё-таки выделяя под какие-то сорта отдельные рядки. Через какое-то время агрономы заметили, что максимальные площади на виноградниках занимают три наиболее распространенных сорта - один из которых явно был Каберне Совиньон, а два другие были достаточно похожи друг на друга по форме листа и грозди винограда. Очень похожи. Но их было все-таки "два разных", потому что сорта имели очень разные формы растущего побега, форму грозди и, что важнее всего, очень разные сроки созревания. Более ранним в этом отношении был сорт Мерло. Более поздним - виноград, имя которого к этому времени уже было утрачено, поэтому местные виноградари стали называть его "Мерло позднего урожая" или "Мерло Пеумаль" (по названию региона Пеумо).
Эта история продолжалось до 1994 года, когда на винодельню "Винья Кармен" (запомните это название, в нем проявляется очень интересная улыбка случая "Кармен"-"Карменер") приехал французский специалист ампелограф Жан-Мишель Бурсико. Когда ему показали все эти виноградники Мишель, будучи большим специалистом в различных сортах винограда, обратил внимание на принципиальную разницу в цвете молодых побегов и форме соцветия этих "двух разных Мерло" и взял на пробу образцы тканей. В своей лаборатории в Монпелье он сделал для них ДНК анализ и сравнил результаты с картами известных сортов, многие из которых существовали к этому моменту уже только в ампелографических коллекциях. Результаты были очевидными сорт "Мерло Пеумаль" на самом деле оказался ничем иным, как утраченным в больших посадках сортом Карменер.
Исчезнувший в Европе он, как оказалось, очень неплохо себя чувствовал на виноградниках Чили. Чилийские виноделы мгновенно сообразили "с какой стороны масло на этом хлебе" и с радостью ухватились за шанс дополнительно выделиться на винных полках всего мира - "у нас есть сорт, который когда-то был знаменит, но которого теперь ни у кого нет!" и начали массово выделять Карменер в своих посадках. В итоге по состоянию на 2017 год Карменер занимает третье место по площади занимаемых виноградников в Чили, уступая только Каберне Совиньону и Мерло.
24 ноября 1998 году Министерство сельского хозяйства Чили официально признало Карменер отдельным сортом в винном законодательстве страны и начиная с 2014 года этот день отмечается как Международный день Карменера.
За последние десятилетия винный мир не просто признал, что Карменер является де-факто фирменным "флагманским" сортом Чили, как и другой бордоский сорт, - Мальбек, - в соседней Аргентине. Но, в отличие от Мальбека, с его спелыми, сочными фруктами и мягким вкусом, Карменер во многих случаях не вызывает резкой и немедленной симпатии - в этом сорте присутствует ярко выраженная "зеленая" нота из-за высокой концентрации метоксипиразинов. Это вещества, которые отвечают за появление в вине ароматов болгарского перца, спаржи, коры зеленого прутика, сдираемого с него зубами (вспомнили детство?), которые являются самым ярким маркером этого сорта в слепой дегустации, наряду со вкусом спелых и порой переспелых черных фруктов, часто даже джема. Однако будучи выращен в лучших зонах (таких как долина Аконкагуа или долина Майпо) и собран в лучшей зрелости Карменер даже в 100%-сортовом исполнении может давать очень яркие и сложные вина.