- «Существует ли какая-нибудь градация грехов?»
Очень-очень условная. В тех или иных вариантах пытаются разложить на очень плохие и не очень плохие. Но это неправильно. Это делают с целью систематизации, чтобы человек мог разобраться, понять что-то. Но всё это очень условно.
- «Какие грехи относятся к смертным?»
Это тоже очень условно всё. Я и сам, честно говоря, не знаю. Вы меня спросили, я двадцать с лишним лет в сане, но я не знаю, какие грехи к смертным отнести, а какие ― нет. Может быть, к смертным отнести те, которые ты совершил, но умер и не раскаялся в них? Тогда одного этого греха достаточно, чтобы тебя в ад утянуло. Это что может быть? Убийство, что-то жуткое, хула на Духа Святаго ― какие-то вещи очень серьезные, большие.
- «Какой грех самый главный в Православии?»
Вы так формулируете интересно. Какой грех самый главный в Православии? Наверное, не самый главный, а самый большой? Это как-то правильнее звучит. Хула на Духа Святого ― самый большой грех. Это упорное сопротивление истине, когда человек знает, что это истина, но сознательно, упорно говорит: «Нет, это всё вранье!» Почему самый тяжелый? Потому что человек не раскаивается. Любой другой грех он делает, но, может быть, в душе сожалеет об этом. А здесь он сознательно не раскаивается.
- «Еще бы хотелось узнать, все ли формы и виды мастурбации называются грехом, и как назвать этот грех на исповеди?»
Рукоблудие.
- «Можно ли исповедоваться, если человек не уверен, что сможет не повторять грех?»
Да, можно. Он не уверен, но он может просить у Бога помощи.
- «Гнев, леность, страх, являются грехом?»
Страх Божий ― это даже добродетель.
- «Невыполнение обетов, данных Богу, это то же самое, что нарушение обетов?»
Да, невыполнение, нарушение ― это то же самое.
- «Непосещение церкви в воскресные и праздничные дни?»
Непосещение церкви ― это, конечно, не так. Может быть, небрежение к церковному богослужению?
- «Редкая исповедь и неисповедание грехов по тем или иным причинам. Такой есть грех?»
Сокрытие на исповеди, когда человек что-то не договаривает. Это делать нехорошо.
- «Неблагодарность Богу, невыполнение утреннего и вечернего правила, самонадеяние, раздражительность, насмешливость, невозвращение долга, непочтение к старшим? Беспричинный смех, неверие, суеверность, брезгливость есть такой грех?
Не знаю, честно говоря. Иногда она оправдана, эта брезгливость, иногда нет. Я не думаю, что надо в этом раскаиваться. Скорее брезгливость может быть как нелюбовь к ближнему.
- «Использование матерных слов ― сквернословие?»
Да. Это сквернословие. В общем, я думаю, что такую градацию Вам не смогу составить. По-разному люди исповедуются. Кто-то идет по заповедям Божьим. Кто-то называет сначала грехи против Бога, потом грехи против ближних, потом против самого себя. Кто-то по-другому выстраивает: по степени ощущения тяжести. Например, Вы пишете, что градация есть ― поставить гнев в ряд грехов. Но один человек очень гневный, а другой нет. Как можно в один ряд поставить? У каждого же индивидуально получается, поэтому невозможно тут выстроить никакой системы. Некоторые сначала говорят о том, что их больше всего тяготит, а напоследок оставляют то, что меньше всего тяготит. Вот и всё.
- «Еще такой вопрос. Прочитал, что преподобный Амвросий Оптинский сказал, что не преодолевший в себе греховные наклонности, но застигнутый смертью в борьбе, будет сопричислен к мученикам. Чем отличаются греховные наклонности от греха?»
Грех ― это уже проявление греховной наклонности. Есть люди, которые страдают тягой к мелкому воровству, к мелким кражам. Это наклонность у них, но они могут себе не позволять этого. Они могут воздерживаться и сдерживать себя. Так вот, греховная наклонность ― это как раз такая тяга. Но не факт, что она будет проявляться в конкретных делах.
- «Если человек совершил грех, но не покаялся в нем, и внутри грех его мучает, и он, предположим, умер. Куда человек попадет?»
Смотря какой грех, наверное. К счастью, не я буду его судить. Господь Бог будет судить. Если речь идет о мелких грехах, то Господь милосерд, уж простит.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.