Найти в Дзене
Отражение науки

Tesla — единственная в мире автомобильная компания, которой в Китае разрешили построить собственный завод.

Китайский рынок электрических автомобилей — крупнейший в мире. Поэтому нет недостатка в иностранных производителях, которые стремятся на нём как следует обосноваться. Однако получается это далеко не у всех. Китайское правительство создало для иностранцев значительные препятствия, защищая своих производителей. И всё же есть компания, которая стоит особняком в этом ряду, и на которую, кажется, не распространяются никакие ограничения. Это Tesla, ведущий мировой производитель электрических автомобилей, принадлежащая харизматичному американскому предпринимателю Илону Маску.

Tesla Cybertruck впечатляет, хотя производится не Китае, а в Техасе, США, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.
Tesla Cybertruck впечатляет, хотя производится не Китае, а в Техасе, США, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.

Tesla – компания американская, она изначально удерживает доминирующее положение на американском рынке электромобилей. Но автомобильный рынок Китая ещё в 2008 году превзошёл американский. К тому же рынок электрических автомобилей в этой азиатской стране также является крупнейшим в мире. Неудивительно, что Китай очень заинтересовал американского предпринимателя. В 2019 году Tesla открыла свою гигафабрику (именно так Маск предпочитает называть свои заводы) в Китае по производству электромобилей и аккумуляторных батарей. В 2021 году размер завода был существенно увеличен.

Tesla занимает лидирующее место по продажам электромобилей в Китае среди иностранных компаний (первое место занимает местный гигант BYD). Более того, на шанхайских мощностях производится практически каждый второй автомобиль компании в мировом измерении. А учитывая, что годовой объём производства Tesla превышает миллион электромобилей, несложно оценить колоссальный масштаб китайской фабрики и значение Китая для Илона Маска.

Гигафабрика Tesla в Шанхае, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.
Гигафабрика Tesla в Шанхае, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.

Tesla также построила специализированный завод Supercharger в Шанхае по производству зарядных станций и покрыла ими практически весь Китай. Кроме того, Tesla обустроила принципиальную для Китая автомагистраль, соединяющую восток и запад страны, своими зарядными станциями, чем произвела хорошее впечатление на китайское руководство.

Вообще Маску всегда удавалось ладить с китайцами. Причём так, как никому из его иностранных конкурентов. Примечательно, что Tesla – единственный иностранный производитель автомобилей, кому было позволено построить полностью собственную фабрику в Китае. К другим представителям иностранного автопрома требования совсем иные: 50% создаваемого производства должно принадлежать китайскому производителю. Так, в Китае функционирует множество совместных предприятий, учреждённых мировыми производителями: Ford, Volkswagen, Toyota… Но только Tesla является полностью самостоятельной.

Электрозарядные станции приходят на смену атозаправкам, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.
Электрозарядные станции приходят на смену атозаправкам, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.

Это тем более интересно, что продукция китайского электроавтопрома буквально захлестнула весь мир. Ни у кого не осталось сомнения, что китайцы за эту передовую отрасль мировой промышленности взялись всерьёз. Так почему же они разрешают Маску, по сути своему основному конкуренту в этих амбициозных целях, столь вольготно чувствовать себя на китайском рынке?

Прежде всего, когда половина всех автомобилей Tesla производится в китайском Шанхае, то компания эта стала для Китая уже не совсем чужой. Более того, Маск догадался продать 5 процентов акций своей компании в 2017 году китайскому телекоммуникационному гиганту Tencent Holdings, тому самому, который фактически контролирует весь китайский интернет. Американский предприниматель назвал эту сделку символической и сопроводил её яркими словами об особой связи Tesla с китайским рынком. Да и потом, наличие столь высокотехнологичной компании как Tesla на китайской территории, вероятно, может в целом поспособствовать подъёму общего уровня автопрома в стране.

Tesla Model 3, производится в Шанхае, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.
Tesla Model 3, производится в Шанхае, изображение любезно предоставлено Tesla, Inc.

Когда Маск закончил строительство в Китае своего восточно-западного маршрута зарядных станций, он дал ему подходящее название: «Шёлковый путь», столь популярное у китайской элиты. Этим летом харизматичный предприниматель посетил Китай, состоялись его многочисленные встречи с китайским руководством. Разумеется, Маск не обошёл вниманием и свою гигафабрику в Шанхае. Так что похоже, что погоду в мировом автопроме будущего действительно будут делать китайцы и вездесущий Илон Маск.