Китайский рынок электрических автомобилей — крупнейший в мире. Поэтому нет недостатка в иностранных производителях, которые стремятся на нём как следует обосноваться. Однако получается это далеко не у всех. Китайское правительство создало для иностранцев значительные препятствия, защищая своих производителей. И всё же есть компания, которая стоит особняком в этом ряду, и на которую, кажется, не распространяются никакие ограничения. Это Tesla, ведущий мировой производитель электрических автомобилей, принадлежащая харизматичному американскому предпринимателю Илону Маску.
Tesla – компания американская, она изначально удерживает доминирующее положение на американском рынке электромобилей. Но автомобильный рынок Китая ещё в 2008 году превзошёл американский. К тому же рынок электрических автомобилей в этой азиатской стране также является крупнейшим в мире. Неудивительно, что Китай очень заинтересовал американского предпринимателя. В 2019 году Tesla открыла свою гигафабрику (именно так Маск предпочитает называть свои заводы) в Китае по производству электромобилей и аккумуляторных батарей. В 2021 году размер завода был существенно увеличен.
Tesla занимает лидирующее место по продажам электромобилей в Китае среди иностранных компаний (первое место занимает местный гигант BYD). Более того, на шанхайских мощностях производится практически каждый второй автомобиль компании в мировом измерении. А учитывая, что годовой объём производства Tesla превышает миллион электромобилей, несложно оценить колоссальный масштаб китайской фабрики и значение Китая для Илона Маска.
Tesla также построила специализированный завод Supercharger в Шанхае по производству зарядных станций и покрыла ими практически весь Китай. Кроме того, Tesla обустроила принципиальную для Китая автомагистраль, соединяющую восток и запад страны, своими зарядными станциями, чем произвела хорошее впечатление на китайское руководство.
Вообще Маску всегда удавалось ладить с китайцами. Причём так, как никому из его иностранных конкурентов. Примечательно, что Tesla – единственный иностранный производитель автомобилей, кому было позволено построить полностью собственную фабрику в Китае. К другим представителям иностранного автопрома требования совсем иные: 50% создаваемого производства должно принадлежать китайскому производителю. Так, в Китае функционирует множество совместных предприятий, учреждённых мировыми производителями: Ford, Volkswagen, Toyota… Но только Tesla является полностью самостоятельной.
Это тем более интересно, что продукция китайского электроавтопрома буквально захлестнула весь мир. Ни у кого не осталось сомнения, что китайцы за эту передовую отрасль мировой промышленности взялись всерьёз. Так почему же они разрешают Маску, по сути своему основному конкуренту в этих амбициозных целях, столь вольготно чувствовать себя на китайском рынке?
Прежде всего, когда половина всех автомобилей Tesla производится в китайском Шанхае, то компания эта стала для Китая уже не совсем чужой. Более того, Маск догадался продать 5 процентов акций своей компании в 2017 году китайскому телекоммуникационному гиганту Tencent Holdings, тому самому, который фактически контролирует весь китайский интернет. Американский предприниматель назвал эту сделку символической и сопроводил её яркими словами об особой связи Tesla с китайским рынком. Да и потом, наличие столь высокотехнологичной компании как Tesla на китайской территории, вероятно, может в целом поспособствовать подъёму общего уровня автопрома в стране.
Когда Маск закончил строительство в Китае своего восточно-западного маршрута зарядных станций, он дал ему подходящее название: «Шёлковый путь», столь популярное у китайской элиты. Этим летом харизматичный предприниматель посетил Китай, состоялись его многочисленные встречи с китайским руководством. Разумеется, Маск не обошёл вниманием и свою гигафабрику в Шанхае. Так что похоже, что погоду в мировом автопроме будущего действительно будут делать китайцы и вездесущий Илон Маск.