ВНИМАНИЕ! ПУБЛИКУЕМЫЕ НИЖЕ МАТЕРИАЛЫ ПОПАДАЮТ В КАТЕГОРИЮ "18+".
Некоторые изображения отредактированы в связи с политикой платформы "Дзен". Оригинальные изображения можно найти на просторах интернета.
"Венера из Холе-Фельс" или "Швабская венера" - одна из древнейших найденных статуэток эпохи палеолита, вырезанная из бивня мамонта.
Сравним этот артефакт со схожим по телосложению "социальным смотрителем" кисти Люсьена Фрейда.
Две пышные дамы с разницей в возрасте в 35000 лет воспринимаются несколько по-разному. Если первая ощущается как удивительный древний символ здоровья и плодородия, то вторая, скорее, символизирует собой современные пороки - чревоугодие и леность.
Можно ли объективно определить что все-таки создал художник - большое искусство, или (выражаясь словами героя бессмертной классики) пошленькую «срамоту»?
Парадоксально, но почему-то не особо грациозные "грации" Рубенса воспринимаются как искусство, а клип группы "ВИА Гра", с гораздо более стройными полуобнаженными девушками, как что-то пошлое.
Почему раздвигание ног со словами "отворила дверцу когда не смогла я сказать ему "стоп, стоп, стоп...", или прижимание к груди подсолнечника однолетнего с восторженным придыханием - "мои подсолнухи!" - кажется пошлостью, а откровенные эротические гравюры "сюнга" - искусством?
"Свой срам прикрой!!!"- выпалил Микеланджело Буонарроти в адрес Леонардо да Винчи, который предложил прикрыть золотым поясом самую знаменитую часть скульптуры Давида.
Фреска Мазаччо "Изгнание из рая" только в наше время была очищена от фиговых листочков.
Для древних греков созерцать обнаженное тело было явлением вполне обыденным. Совершенное тело было "богоподно" и заключало в себе, по представлениям эллинов, совершенный дух.
Античная мифология была насквозь пропитана эротическим содержанием. Сохранилось множество мифов, в которых то или иное верховное божество, принимая облик животного или птицы, проникало к своей возлюбленной для удовлетворения нахлынувшего чувства.
Точно также эротические изображения на стенах храмов Каджурахо не казались древним индусам чем-то непристойным.
Но то, что одной культурой почитается как священный символ, другой может показаться не совсем приличным.
Поэтому можно сделать следующий вывод - если то или иное эротическое произведение являет собой абсолютную норму в обществе, представляет некий понятный для данной культуры символ, является традицией и НЕ считается чем-то неприемлемым, тогда о какой пошлости может идти речь?
Сатиры, по представлениям древних греков, только так и должны были себя вести.
Однако когда в произведении читается именно эпатаж, насмешка над социальными нормами, "оплеуха общественному вкусу", скандальная выходка, задача которой шокировать, "потрясти моральные устои", то, в большинстве случаев, такое искусство превращается в китч, безвкусицу, правда зачастую выдаваемую за "художественную смелость".
Весь постмодерн, по-сути, только и держится на сплошной провокации. Но в произведении рассчитанном исключительно на провокацию кроме попытки привлечения к себе внимания, по большому счету, больше ничего нет.
Провокационными для своего времени были и реалистические произведения. "Происхождение мира" Курбе написал на заказ, но даже в собственном доме хозяева прятали ее под другой картиной-пейзажем с одноименным названием. Сейчас полотно висит в музее Орсе в Париже.
Картина Льва Соловьева "Монахи" (известная как "приплыли" и ошибочно приписываемая Илье Репину) по сути - шутка. И тоже, в некоторой степени, провокация. Монахи и обнаженные девушки безусловно являли собой "пикантный контраст" для русского мировоззрения 19-го века.
Можно сделать вывод, что намеренная провокация, независимо от манеры исполнения, безусловно будет вызывать, на некоторое время, скандальный резонанс в обществе, но и восприниматься будет этим обществом как нечто легковесное.
В нашем европейском, христианском, да еще и постсоветском сознании, "эротическое" априори приписывается к "интимному", относящемуся к сфере частной жизни, к тому что не выставляется на всеобщее обозрение. Поэтому намеренное акцентирование на гениталиях, чрезмерная фокусировка на половых различиях, выпячивание напоказ разного рода "подсолнухов" и "открывание дверок", все это, как намеренная провокация, в сложившихся моральных рамках будет считаться вульгарным.
"Формулу пошлости" для НАШЕГО культурного кода, полагаю, можно выразить так - чем меньше нагота "стучится в инстинкты", тем выше искусство.
Сергей Довлатов сказал -"Мы жаждем совершенства, а вокруг торжествует пошлость". Ничего не поделаешь, она есть продукт мышления определенного порядка. Безусловно нельзя превращаться в ханжей и, подобно Савонароле, сжигать на кострах картины, наряды и прочие "грехи Италии", только потому, что они не укладываются в рамки проповедуемой морали. "Невысокое" также выполняет свою функцию в обществе. Но нельзя и забывать, что искусство потому и искусство, что способно возвышать. Творец, наделенный способностью расставлять акценты, несет ответственность за то что именно будет вызывать созданный им образ - катарсис, либо мысли о размножении.