Найти тему

Ну и "Ню". Красота или пошлость?

ВНИМАНИЕ! ПУБЛИКУЕМЫЕ НИЖЕ МАТЕРИАЛЫ ПОПАДАЮТ В КАТЕГОРИЮ "18+".

Некоторые изображения отредактированы в связи с политикой платформы "Дзен". Оригинальные изображения можно найти на просторах интернета.

"Венера из Холе-Фельс" или "Швабская венера" - одна из древнейших найденных статуэток эпохи палеолита, вырезанная из бивня мамонта.

 Венера из Холе-Фельс. Палеолит.
Венера из Холе-Фельс. Палеолит.

Сравним этот артефакт со схожим по телосложению "социальным смотрителем" кисти Люсьена Фрейда.

Люсьен Фрейд. "Социальный смотритель отдыхает". 1994 г.
Люсьен Фрейд. "Социальный смотритель отдыхает". 1994 г.

Две пышные дамы с разницей в возрасте в 35000 лет воспринимаются несколько по-разному. Если первая ощущается как удивительный древний символ здоровья и плодородия, то вторая, скорее, символизирует собой современные пороки - чревоугодие и леность.

Можно ли объективно определить что все-таки создал художник - большое искусство, или (выражаясь словами героя бессмертной классики) пошленькую «срамоту»?

-3

Парадоксально, но почему-то не особо грациозные "грации" Рубенса воспринимаются как искусство, а клип группы "ВИА Гра", с гораздо более стройными полуобнаженными девушками, как что-то пошлое.

П.П.Рубенс. "Три грации". 1639 г.
П.П.Рубенс. "Три грации". 1639 г.
"ВИА Гра".
"ВИА Гра".

Почему раздвигание ног со словами "отворила дверцу когда не смогла я сказать ему "стоп, стоп, стоп...", или прижимание к груди подсолнечника однолетнего с восторженным придыханием - "мои подсолнухи!" - кажется пошлостью, а откровенные эротические гравюры "сюнга" - искусством?

Наташа Королева со своими подсолнухами.
Наташа Королева со своими подсолнухами.
 Кэйсай Эйсэн, 1790 – 1848 гг. Авторский эскиз к серии гравюр сюнга.
Кэйсай Эйсэн, 1790 – 1848 гг. Авторский эскиз к серии гравюр сюнга.

"Свой срам прикрой!!!"- выпалил Микеланджело Буонарроти в адрес Леонардо да Винчи, который предложил прикрыть золотым поясом самую знаменитую часть скульптуры Давида.

 М. Буонарроти. Давид. 1504 г.
М. Буонарроти. Давид. 1504 г.

Фреска Мазаччо "Изгнание из рая" только в наше время была очищена от фиговых листочков.

-9

Мазаччо. "Изгнание из рая". Фреска. 1426—1427 г.
Мазаччо. "Изгнание из рая". Фреска. 1426—1427 г.

Для древних греков созерцать обнаженное тело было явлением вполне обыденным. Совершенное тело было "богоподно" и заключало в себе, по представлениям эллинов, совершенный дух.

"Молодой атлет". Бронза. 340—330 гг. до н. э
"Молодой атлет". Бронза. 340—330 гг. до н. э

"Посейдон с мыса Артемисион". 460—450 г.
"Посейдон с мыса Артемисион". 460—450 г.

Античная мифология была насквозь пропитана эротическим содержанием. Сохранилось множество мифов, в которых то или иное верховное божество, принимая облик животного или птицы, проникало к своей возлюбленной для удовлетворения нахлынувшего чувства.

"Леда и лебедь". Фреска. Помпеи.
"Леда и лебедь". Фреска. Помпеи.
"Зевс проникающий в Данаю в виде золотого дождя". Античная керамика.
"Зевс проникающий в Данаю в виде золотого дождя". Античная керамика.

Точно также эротические изображения на стенах храмов Каджурахо не казались древним индусам чем-то непристойным.

Барельеф храма Каджруахо.
Барельеф храма Каджруахо.

Но то, что одной культурой почитается как священный символ, другой может показаться не совсем приличным.

Шива-лингам в храме Шивалая, Девипурам.
Шива-лингам в храме Шивалая, Девипурам.
-17

Поэтому можно сделать следующий вывод - если то или иное эротическое произведение являет собой абсолютную норму в обществе, представляет некий понятный для данной культуры символ, является традицией и НЕ считается чем-то неприемлемым, тогда о какой пошлости может идти речь?

Сатиры, по представлениям древних греков, только так и должны были себя вести.

"Сатир и коза". I в. до н. э.
"Сатир и коза". I в. до н. э.
"Сатир". Аттическая керамика, 520 г. до н. э.
"Сатир". Аттическая керамика, 520 г. до н. э.

Однако когда в произведении читается именно эпатаж, насмешка над социальными нормами, "оплеуха общественному вкусу", скандальная выходка, задача которой шокировать, "потрясти моральные устои", то, в большинстве случаев, такое искусство превращается в китч, безвкусицу, правда зачастую выдаваемую за "художественную смелость".

Одд Недрум. Автопортрет.
Одд Недрум. Автопортрет.

Весь постмодерн, по-сути, только и держится на сплошной провокации. Но в произведении рассчитанном исключительно на провокацию кроме попытки привлечения к себе внимания, по большому счету, больше ничего нет.

Фрэнсис Бэкон. "Скорчившаяся обнаженная". 1961 г.
Фрэнсис Бэкон. "Скорчившаяся обнаженная". 1961 г.
Пабло Пикассо. "Обнаженная на стуле". 1929 г.
Пабло Пикассо. "Обнаженная на стуле". 1929 г.

Провокационными для своего времени были и реалистические произведения. "Происхождение мира" Курбе написал на заказ, но даже в собственном доме хозяева прятали ее под другой картиной-пейзажем с одноименным названием. Сейчас полотно висит в музее Орсе в Париже.

 Г. Курбе. "Происхождение мира". 1866 г.
Г. Курбе. "Происхождение мира". 1866 г.

Картина Льва Соловьева "Монахи" (известная как "приплыли" и ошибочно приписываемая Илье Репину) по сути - шутка. И тоже, в некоторой степени, провокация. Монахи и обнаженные девушки безусловно являли собой "пикантный контраст" для русского мировоззрения 19-го века.

Л. Соловьев. "Монахи". 1870-е.
Л. Соловьев. "Монахи". 1870-е.

Можно сделать вывод, что намеренная провокация, независимо от манеры исполнения, безусловно будет вызывать, на некоторое время, скандальный резонанс в обществе, но и восприниматься будет этим обществом как нечто легковесное.

В нашем европейском, христианском, да еще и постсоветском сознании, "эротическое" априори приписывается к "интимному", относящемуся к сфере частной жизни, к тому что не выставляется на всеобщее обозрение. Поэтому намеренное акцентирование на гениталиях, чрезмерная фокусировка на половых различиях, выпячивание напоказ разного рода "подсолнухов" и "открывание дверок", все это, как намеренная провокация, в сложившихся моральных рамках будет считаться вульгарным.

"Формулу пошлости" для НАШЕГО культурного кода, полагаю, можно выразить так - чем меньше нагота "стучится в инстинкты", тем выше искусство.

Джованни Лоренцо Бернини. "Аполлон и Дафна". 1622—1625 г.
Джованни Лоренцо Бернини. "Аполлон и Дафна". 1622—1625 г.
Дьюла Бенцзур. "Смерть Клеопатры". 1911 г.
Дьюла Бенцзур. "Смерть Клеопатры". 1911 г.
 Хосе де Рибера. "Мученичество святого Варфоломея". 1644 г.
Хосе де Рибера. "Мученичество святого Варфоломея". 1644 г.

Сергей Довлатов сказал -"Мы жаждем совершенства, а вокруг торжествует пошлость". Ничего не поделаешь, она есть продукт мышления определенного порядка. Безусловно нельзя превращаться в ханжей и, подобно Савонароле, сжигать на кострах картины, наряды и прочие "грехи Италии", только потому, что они не укладываются в рамки проповедуемой морали. "Невысокое" также выполняет свою функцию в обществе. Но нельзя и забывать, что искусство потому и искусство, что способно возвышать. Творец, наделенный способностью расставлять акценты, несет ответственность за то что именно будет вызывать созданный им образ - катарсис, либо мысли о размножении.

 Генрих Семирадский. "Фрина на празднике Посейдона". 1889 г.
Генрих Семирадский. "Фрина на празднике Посейдона". 1889 г.