Когда вы говорите ребёнку: "Займись своими делами", уверены ли вы, что он уже знает о чём речь?
Сейчас, когда дети остаются предоставленными сами себе, они скорее предпочтут телевизор или смартфон. А лишившись их начнут ныть, слоняться и страдать.
Кто-то погрузится в стереотипное и самостимулятивное поведение. Кто-то случайно "разнесёт" квартиру.
И это вряд ли тот результат, который можно назвать приемлемым для вас и полезным для ребёнка. Отсюда вывод:
Самостоятельная деятельность — это навык, который необходим каждому ребёнку, вне зависимости от его возраста и группы здоровья.
А любой навык — это способность, доведённая до автоматизма, за счёт многократных повторений. Что повторяем, то и имеем.
Поговорим о том, как обучать детей самостоятельной деятельности:
- что такое самостоятельная деятельность и чем она отличается от игры;
- какой она бывает;
- зачем ей обучать;
- с чего начинать;
- типичные ошибки, совершаемые в процессе обучения.
💡Насыщенный и полезный вебинар на эту тему провела поведенческий аналитик ВСВА Дарья Ли-Романова. Это будет статья-изложение основных тезисов из данного вебинара, которую я публикую с разрешения Дарьи.
Самостоятельная деятельность или игра?
Что такое самостоятельная деятельность и чем она отличается от игры?
Самостоятельная деятельность — это активность, которую ученик может выполнять самостоятельно. Чаще всего определяется наличием конечного продукта. Развивается под воздействием внешней мотивации.
В игре же процесс важнее результата. Играют ради удовольствия — это внутренняя мотивация.
Важно помнить, что игра — это естественный способ обучения. Базовый, заложенный от природы способ осваивать навыки и умения.
💡Наша идеальная цель — сделать так, чтобы самостоятельная деятельность впоследствии перешла в игру или в деятельность по собственной инициативе, но так происходит не всегда и это не повод для отчаяния.
Выгоды от самостоятельной деятельности
- Больше продуктивной деятельности;
- Меньше времени на самостимуляцию;
- Развитие самоконтроля;
- Повышение уверенности в себе;
- Развитие внутренней мотивации: я хочу заниматься этим делом, у меня получается;
Мне тут подумалось, что все эти пункты одинаково актуальны как для детей, так и для вполне взрослых людей, например, их родителей 😜
6. В перспективе высвобождение времени родителям — это тот пункт, который обычно мотивирует взрослых начать обучать детей самостоятельной деятельности.
💡Однако это не повод оставлять родителей с этой задачей один на один. Если вы поведенческий специалист, то самостоятельная деятельность это тот навык, который стоит начать отрабатывать во время занятий.
Виды самостоятельной деятельности
У самостоятельной деятельности есть специфические черты:
- явно выделены начало и конец;
- желательно наличие конечного продукта — результата деятельности.
Что может подойти под такие характеристики:
1. Обучающие игры или развивающие задания: пазлы, наклейки, кружочки, мозаика, пирамидки, конструкторы, сортеры, шнуровки, кроссворды, ребусы и прочее.
2. Творческая деятельность: рисование, вышивание, лепка и прочее.
3. Хобби/увлечения: готовка, программирование, эксперименты, чтение и т.д.
4. Гаджеты: компьютерные игры, игровые приставки и прочее.
5. Спортивные задания: тренировки, зарядки, пробежки и т.д.
6. Бытовая деятельность: складывать и развешивать бельё, протирать пыль, мыть посуду, пылесосить и прочее, прочее, прочее.
7. Выполнение школьного домашнего задания 🫣
💡 Важно не зацикливаться на чём-то одном, а стараться развивать деятельность из разных категорий. Тогда у вас будет ребёнок, который умеет много всего.
Что нужно, чтобы начать развивать самостоятельную деятельность
1. Ребёнок должен владеть необходимыми для данной деятельности навыками.
Сюрприз❗ Навыки имитации и наличие речи — необязательны для работы над самостоятельной деятельностью.
А вот моторика — да. Ребёнок должен уметь держать предмет и иметь хоть какое-то представление о том, что с этим предметом делать. Не в смысле делать, что в голову придёт, а как его надо использовать функционально.
💡Важно подбирать игры, которые более-менее подходят ребёнку по возрасту.
Мне очень понравился пример, который привела Дарья с пазлами-флагами. Не смотря на то, что пазл по-прежнему может состоять из 2-3 деталей, сама тематика уже будет соотноситься с более старшим возрастом.
2. У деятельности должны быть явные начало и конец.
Собрали пирамидку, вымыли посуду, прошли уровень в игре — это хорошие примеры видов самостоятельной деятельности.
3. Игры должны быть визуально понятными и наглядными.
Должно быть интуитивно понятно, что с этим предметом нужно сделать.
И желательно, чтобы у игры было встроенное поощрение, например, привлекательное звуковое сопровождение или приятная текстура материалов.
Меньше скучного — больше интересного.
4. Заранее продуманное усложнение.
Будет ли это работа с бóльшим количеством элементов в рамках одной деятельности или будет увеличиваться количество заданий — лучше эти вопросы продумать заранее.
5. Заранее продуманный выход взрослого из процесса.
Поскольку деятельность мы развиваем самостоятельную, придётся заранее подумать о том, каким образом вы начнёте исключать себя из этой деятельности. Начнёте ли вы постепенно отдаляться от ученика или захотите, чтобы ученик каким-то образом сам ставил вас в известность о завершении работы — всё это вопросы для предварительного планирования.
Как должна выглядеть цепочка поведения
Идеальная цель: взял - поиграл - убрал на место. Но начинать обучение можно и с середины.
Что может запускать цепочку поведения
- Ваша инструкция. Например, "Поиграй по расписанию", или "Займись своими делами", или даже "Я занят" 🥸
- Скука. Для детей, которые в состоянии заметить, что в данный момент времени они ничем не заняты и могли бы занять себя самостоятельно.
- Место или пространство. Например, посещение спортивной площадки.
- Расписание. Заранее составленное расписание видов деятельности, в котором, в том числе, есть место и для самостоятельной игры.
Типичные ошибки при обучении
Часто при обучении самостоятельной деятельности мы допускаем типичные ошибки. Некоторые я заметила и за собой.
Итак, что же это:
1. Постоянные подбадривания, одобрения и подсказки со стороны взрослого во время обучения самостоятельной деятельности.
Мы хотим, чтобы самостоятельная деятельность перешла под контроль выполненного задания, а не нашего одобрения. Понятно, что есть большой соблазн, похвалить ученика за то, что он делает правильно, но это ни к чему.
То же самое касается и подсказок: что-то помогли открыть, достать, убрать, пододвинуть поближе — это всё лишние действия.
На вебинаре Дарья поделилась своими находками в том, как можно убрать себя из этого процесса. Вывод — нужно больше креатива 💡
Пусть лучше ученик сделает меньше и не так качественно, но самостоятельно.
2. Предлагать ученику задания, которые ему ещё сложно выполнить полностью самостоятельно.
Лучше предлагать задания, которые ученик сможет выполнить сам, чем те, в которых ему, скорее всего, потребуется ваша помощь.
Но есть подвох. О нём в следующем пункте 👇
3. Предлагать слишком простые и однотипные задания.
Должен быть некий элемент "вызова", который будет поддерживать у ребёнка интерес к данной деятельности. В противном случае ему будет становиться скучно и может появиться желание саботировать эту работу.
❗Самостоятельная деятельность это навык. А когда мы работаем над формированием навыков, полезно собирать данные по продвижению. Ориентируемся на цепочку поведения: взял - поиграл - убрал.
-----------
Напомню, что это была статья-изложение основных тезисов из вебинара Дарьи Ли-Романовой по развитию самостоятельной деятельности.
Я очень оценила его содержание и постаралась изложить в статье самую суть.
Надеюсь, было полезно.
Ссылки на ресурсы Дарьи Ли-Романовой: ТГ-канал, Дзен.
Свою благодарность и заинтересованность данной темой можно выразить отметкой "нравится" 👍 Автору будет приятно 😊
#ава-терапия #прикладной_анализ_поведения #наука_и_жизнь