Найти тему
Такое поведение

Если вы не занимаетесь развитием самостоятельной деятельности у ребёнка, то его деятельность может заняться вами сама

Оглавление

Когда вы говорите ребёнку: "Займись своими делами", уверены ли вы, что он уже знает о чём речь?

Сейчас, когда дети остаются предоставленными сами себе, они скорее предпочтут телевизор или смартфон. А лишившись их начнут ныть, слоняться и страдать.

Кто-то погрузится в стереотипное и самостимулятивное поведение. Кто-то случайно "разнесёт" квартиру.

Ребёнок устроил бардак в комнате
Ребёнок устроил бардак в комнате

И это вряд ли тот результат, который можно назвать приемлемым для вас и полезным для ребёнка. Отсюда вывод:

Самостоятельная деятельность — это навык, который необходим каждому ребёнку, вне зависимости от его возраста и группы здоровья.

А любой навык — это способность, доведённая до автоматизма, за счёт многократных повторений. Что повторяем, то и имеем.

Поговорим о том, как обучать детей самостоятельной деятельности:

  • что такое самостоятельная деятельность и чем она отличается от игры;
  • какой она бывает;
  • зачем ей обучать;
  • с чего начинать;
  • типичные ошибки, совершаемые в процессе обучения.

💡Насыщенный и полезный вебинар на эту тему провела поведенческий аналитик ВСВА Дарья Ли-Романова. Это будет статья-изложение основных тезисов из данного вебинара, которую я публикую с разрешения Дарьи.

Самостоятельная деятельность или игра?

Что такое самостоятельная деятельность и чем она отличается от игры?

Самостоятельная деятельность — это активность, которую ученик может выполнять самостоятельно. Чаще всего определяется наличием конечного продукта. Развивается под воздействием внешней мотивации.

В игре же процесс важнее результата. Играют ради удовольствия — это внутренняя мотивация.

Важно помнить, что игра — это естественный способ обучения. Базовый, заложенный от природы способ осваивать навыки и умения.

💡Наша идеальная цель — сделать так, чтобы самостоятельная деятельность впоследствии перешла в игру или в деятельность по собственной инициативе, но так происходит не всегда и это не повод для отчаяния.

Ребёнок играет в комнате
Ребёнок играет в комнате

Выгоды от самостоятельной деятельности

  1. Больше продуктивной деятельности;
  2. Меньше времени на самостимуляцию;
  3. Развитие самоконтроля;
  4. Повышение уверенности в себе;
  5. Развитие внутренней мотивации: я хочу заниматься этим делом, у меня получается;

Мне тут подумалось, что все эти пункты одинаково актуальны как для детей, так и для вполне взрослых людей, например, их родителей 😜

6. В перспективе высвобождение времени родителям — это тот пункт, который обычно мотивирует взрослых начать обучать детей самостоятельной деятельности.

💡Однако это не повод оставлять родителей с этой задачей один на один. Если вы поведенческий специалист, то самостоятельная деятельность это тот навык, который стоит начать отрабатывать во время занятий.

Виды самостоятельной деятельности

У самостоятельной деятельности есть специфические черты:

  • явно выделены начало и конец;
  • желательно наличие конечного продукта — результата деятельности.

Что может подойти под такие характеристики:

1. Обучающие игры или развивающие задания: пазлы, наклейки, кружочки, мозаика, пирамидки, конструкторы, сортеры, шнуровки, кроссворды, ребусы и прочее.

2. Творческая деятельность: рисование, вышивание, лепка и прочее.

3. Хобби/увлечения: готовка, программирование, эксперименты, чтение и т.д.

4. Гаджеты: компьютерные игры, игровые приставки и прочее.

5. Спортивные задания: тренировки, зарядки, пробежки и т.д.

6. Бытовая деятельность: складывать и развешивать бельё, протирать пыль, мыть посуду, пылесосить и прочее, прочее, прочее.

7. Выполнение школьного домашнего задания 🫣

💡 Важно не зацикливаться на чём-то одном, а стараться развивать деятельность из разных категорий. Тогда у вас будет ребёнок, который умеет много всего.

Ребёнок, который умеет много всего
Ребёнок, который умеет много всего

Что нужно, чтобы начать развивать самостоятельную деятельность

1. Ребёнок должен владеть необходимыми для данной деятельности навыками.

Сюрприз❗ Навыки имитации и наличие речи — необязательны для работы над самостоятельной деятельностью.

А вот моторика — да. Ребёнок должен уметь держать предмет и иметь хоть какое-то представление о том, что с этим предметом делать. Не в смысле делать, что в голову придёт, а как его надо использовать функционально.

💡Важно подбирать игры, которые более-менее подходят ребёнку по возрасту.

Мне очень понравился пример, который привела Дарья с пазлами-флагами. Не смотря на то, что пазл по-прежнему может состоять из 2-3 деталей, сама тематика уже будет соотноситься с более старшим возрастом.

2. У деятельности должны быть явные начало и конец.

Собрали пирамидку, вымыли посуду, прошли уровень в игре — это хорошие примеры видов самостоятельной деятельности.

3. Игры должны быть визуально понятными и наглядными.

Должно быть интуитивно понятно, что с этим предметом нужно сделать.

И желательно, чтобы у игры было встроенное поощрение, например, привлекательное звуковое сопровождение или приятная текстура материалов.

Меньше скучного — больше интересного.

4. Заранее продуманное усложнение.

Будет ли это работа с бóльшим количеством элементов в рамках одной деятельности или будет увеличиваться количество заданий — лучше эти вопросы продумать заранее.

5. Заранее продуманный выход взрослого из процесса.

Поскольку деятельность мы развиваем самостоятельную, придётся заранее подумать о том, каким образом вы начнёте исключать себя из этой деятельности. Начнёте ли вы постепенно отдаляться от ученика или захотите, чтобы ученик каким-то образом сам ставил вас в известность о завершении работы — всё это вопросы для предварительного планирования.

Как должна выглядеть цепочка поведения

Идеальная цель: взял - поиграл - убрал на место. Но начинать обучение можно и с середины.

Что может запускать цепочку поведения

  • Ваша инструкция. Например, "Поиграй по расписанию", или "Займись своими делами", или даже "Я занят" 🥸
  • Скука. Для детей, которые в состоянии заметить, что в данный момент времени они ничем не заняты и могли бы занять себя самостоятельно.
  • Место или пространство. Например, посещение спортивной площадки.
  • Расписание. Заранее составленное расписание видов деятельности, в котором, в том числе, есть место и для самостоятельной игры.

Типичные ошибки при обучении

Часто при обучении самостоятельной деятельности мы допускаем типичные ошибки. Некоторые я заметила и за собой.

Итак, что же это:

1. Постоянные подбадривания, одобрения и подсказки со стороны взрослого во время обучения самостоятельной деятельности.

Мы хотим, чтобы самостоятельная деятельность перешла под контроль выполненного задания, а не нашего одобрения. Понятно, что есть большой соблазн, похвалить ученика за то, что он делает правильно, но это ни к чему.

То же самое касается и подсказок: что-то помогли открыть, достать, убрать, пододвинуть поближе — это всё лишние действия.

На вебинаре Дарья поделилась своими находками в том, как можно убрать себя из этого процесса. Вывод — нужно больше креатива 💡

Пусть лучше ученик сделает меньше и не так качественно, но самостоятельно.

2. Предлагать ученику задания, которые ему ещё сложно выполнить полностью самостоятельно.

Лучше предлагать задания, которые ученик сможет выполнить сам, чем те, в которых ему, скорее всего, потребуется ваша помощь.

Но есть подвох. О нём в следующем пункте 👇

3. Предлагать слишком простые и однотипные задания.

Должен быть некий элемент "вызова", который будет поддерживать у ребёнка интерес к данной деятельности. В противном случае ему будет становиться скучно и может появиться желание саботировать эту работу.

Меньше скучного - больше интересного
Меньше скучного - больше интересного

❗Самостоятельная деятельность это навык. А когда мы работаем над формированием навыков, полезно собирать данные по продвижению. Ориентируемся на цепочку поведения: взял - поиграл - убрал.

-----------

Напомню, что это была статья-изложение основных тезисов из вебинара Дарьи Ли-Романовой по развитию самостоятельной деятельности.

Я очень оценила его содержание и постаралась изложить в статье самую суть.

Надеюсь, было полезно.

Ссылки на ресурсы Дарьи Ли-Романовой: ТГ-канал, Дзен.

Дарья Гонконг | Дзен

Свою благодарность и заинтересованность данной темой можно выразить отметкой "нравится" 👍 Автору будет приятно 😊

#ава-терапия #прикладной_анализ_поведения #наука_и_жизнь