Как многие знают, 3 декабря стал последним днём работы польских трамваем Pesa в Москве. Вся история началась ещё в 2014 году, когда на конкурсе по поставке в Москву новых низкопольных трамваев победил Уралвагонзавод, который обещал произвести их, но у самого предприятия таких трамваев ещё не было, поэтому решили договориться с польской фирмой Pesa. Так, на базе трамваев Pesa Twist была создана модификация Pesa Fokstrot, получившая индекс 71-414. По началу, Увз хотел локализовать производство трамваев в России, но, в итоге, решили подписать контракт на 120 вагонов, из которых пришло только 70 вследствие падения курса рубля в том же 2014. Все трамваи были закуплены без контракта жизненного цикла (по-простому, Увз должен был сам обслуживать эти трамваи, самостоятельно закупая запчасти на них). Трамваи работали только на маршрутах Краснопресненской сети, первый из них вышел 01.06.2014 на 6-й маршрут. По итогу к осени 2023 года в рабочем состоянии осталось только 23 машины из 70, а 30.11 появилась информация об отставке всех живых вагонов с 04.12 в связи с нехваткой запчастей. Таким образом, эти трамваи проработали в Москве 9 лет.
Ну а теперь сама прогулка.
3 декабря было решено съездить и поснимать эти трамваи. Решил пройтись от Строгино до Щукинской.
1) После выхода из метро идём к трамвайной остановке, где сразу по 10 маршруту проехал Витязь до Щукинской.
2) А через несколько минут по тому же маршруту, но в другую сторону, приехал нужный нам трамвай.
3) Едем на нём до конечной, чтобы снять трамваи на кольце.
4)
5) Далее идём на остановку 21-го маршрута, чтобы доехать до Строгинского моста и успеть поснимать там до темноты. По пути проехала ещё одна Pesa.
6) Вот так выглядел салон этих трамваев. Достаточно уютно.
7) Выходим из трамвае и далее идём пешком.
8) Витязь по 30 маршруту до улицы Кулакова.
9) Немного неудачное фото, но зато редкость: дело в том, что последние полгода эти трамваи обслуживали только 10 и 21 маршруты и редко были на 15, но в этот день одну песу решили пустить по 30 маршруту (к слову, примерно месяц назад был такой же единичный выход на этот же маршрут).
10) Pesa до Таллинской улицы, уже начало темнеть.
11) Ещё одна, но уже до Щукинской.
12) Интересно, что пока шёл по Строгинскому мосту (кстати, не очищенному от слова совсем), ни одного трамвая в обе стороны, кроме Львёнка со скоростью 15км/ч (такое вот состояние путей), не проехало. Причину этого я узнал только когда добрался до Щукинской.
13) На остановке "Детская поликлиника" была такая ситуация: трамваи в сторону Щукинской встали.
14) В итоге, вместо 5-10 минут ехал целых 25, а причиной этому оказалась замёрзшая стрелка на Щукинской, которую приходилось переводить ломиком и чистить от снега. Таким образом образовалась огромная пробка из трамваев.
15) Дальше я решил не идти до м "Сокол" и просто постоять на кольце.
16) Через несколько минут в сторону Строгино проехал снегоочиститель модели ГС-4.
17)
18) Песа по 21 маршруту.
19) Ещё одна, но уже по 10-му.
20) Перед отправлением до Таллинской улицы
21) Песа прибыла на конечную остановку.
22) Атмосфера ночной Щукинской прекрасна.
23)
24)
25) И последние фото на сегодня, вагон 3535, который мы уже неоднократно видели.
26)
27) Последним вагоном на маршруте был 3539, который примерно в 23:00 3 декабря отправился с конечной остановки "Улица Кулакова" в депо, тем самым завершив эксплуатацию трамваев 71-414 Pesa Fokstrot в Москве.
В заключение, хочу сказать, что у этих трамваев ещё есть шанс выйти на маршруты. Раньше уже были промежутки времени, когда данный тип полностью стоял в депо, поэтому надежда на их возвращение всё же есть.
Ну а на сегодня всё. Надеюсь, было интересно. Всем удачи и до следующих постов.