Затянуло меня в перечитывание Л.С. Выготского. Залипаю в его текстах, над одним предложением могу задуматься на час )
И так мне понравился один кусочек, что хочется поделиться с читателями.
Л.С. Выготский, цитата:
"Но, пожалуй, самым замечательным примером является объяснение Кити и Левина посредством начальных букв слов.
---
«Я давно хотел спросить у вас одну вещь». — «Пожалуйста, спросите». — «Вот», — сказал он и написал начальные буквы: К, В, М, О: Э, Н, М, Б, 3, Л, Э, Н, И, Т.
Буквы эти значили: «Когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли
это никогда или тогда?»
Не было никакой вероятности, чтобы она могла понять эту сложную фразу.
«Я поняла», — сказала она, покраснев.
«Какое это слово?» — сказал он, указывая на «Н», которым означалось слово никогда.
«Это слово значит «никогда», — сказала она, — но это неправда».
Он быстро стер написанное, подал ей мел и встал.
Она написала: «Т, Я, H, M, И, О».
Он вдруг просиял: он понял.
Это значило: «Тогда я не могла иначе ответить». — Она писала начальные
буквы: «Ч, В, М, 3, И, П, Ч, Б».
Это значило: «Чтобы вы могли забыть и простить, что было».
Он схватил мел напряженными дрожащими пальцами и, сломав его, написал начальные буквы следующего: «Мне нечего забывать и прощать. Я не
переставал любить вас». — «Я поняла», — шепотом сказала она.
Он сел и написал длинную фразу. Она все поняла и, не спрашивая его, так ли, взяла мел и тотчас же ответила.
Он долго не мог понять того, что она написала, и часто взглядывал в ее глаза. На него нашло затмение от счастья. Он никак не мог подставить те слова, какие она разумела, но в прелестных, сияющих счастьем глазах ее он понял все, что ему нужно было знать.
И он написал три буквы. Но он еще не кончил писать, а она уже читала за его рукой и сама докончила и написала ответ: да.
В разговоре их все было сказано: было сказано, что она любит его и что скажет отцу и матери, что завтра он приедет утром. (Толстой Л.Н. Собр. соч. 1893. Т. 10. С. 145-146).
---
Этот пример имеет совершенно исключительное психологическое значение потому, что он, как и весь эпизод объяснения в любви Левина и Кити, заимствован Толстым из своей биографии. Именно таким образом он сам объяснился в любви С.А. Берс, своей будущей жене. <...>
При одинаковости мыслей собеседников, при одинаковой направленности их сознания роль речевых раздражений сводится до минимума. Но между тем понимание происходит безошибочно.<...>
Психическая близость собеседников, как показано выше, создает у говорящих общность апперцепции, что, в свою очередь, является определяющим моментом для понимания с намека, для сокращенности речи. <...>
Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей
сферы нашего сознания,
которая охватывает наше влечение и потребности,
наши интересы и побуждения,
наши аффекты и эмоции.
За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления.
Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, проливающимся дождем слов, то мотивацию мысли мы должны были бы, если продолжить это образное сравнение, уподобить ветру, приводящему в движение облака.
Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку. <...>
При понимании чужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только одних слов, но не мысли собеседника.
Но и понимание мысли собеседника без понимания его мотива, того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание.
Точно так же в психологическом анализе любого высказывания мы доходим до конца только тогда, когда раскрываем этот последний и самый утаенный внутренний план речевого мышления: его мотивацию."
Конец цитаты.