Электромобили становятся все более популярными во всем мире, а Китай является одним из лидеров в этой области. По данным Международного энергетического агентства, в 2020 году в Китае было зарегистрировано около 4,6 миллиона электромобилей, что составляет почти половину от всего мирового парка.
Какие преимущества получает Китай от расширения производства электромобилей?
1. Улучшение экологической ситуации в стране, которая страдает от загрязнения воздуха и выбросов парниковых газов. Электромобили не выделяют вредных веществ при движении и могут использовать электричество из возобновляемых источников. По оценкам, переход на электромобили может снизить выбросы углекислого газа в Китае на 12% к 2030 году.
2. Это способ поддержать развитие национальной автомобильной промышленности, которая является одним из приоритетных секторов экономики. Китай имеет большое количество производителей электромобилей, таких как BYD, NIO, Xpeng и другие, которые конкурируют не только на внутреннем, но и на международном рынке. Расширение производства электромобилей также стимулирует инновации и технологический прогресс в области батарей, зарядных станций и интеллектуальных транспортных систем.
3. Это способ повысить энергетическую безопасность страны, которая зависит от импорта нефти и газа. Электромобили позволяют сократить потребление нефтепродуктов и уменьшить зависимость от колебаний цен на мировом рынке. Кроме того, электромобили могут выступать в качестве распределенных источников хранения энергии, которые могут сглаживать пиковые нагрузки на электросеть и повышать ее надежность.
Кто подсаживает мир на электромобильную "иглу" ?
Таким образом, расширение производства электромобилей приносит Китаю ряд экономических, экологических и социальных выгод, которые соответствуют стратегии устойчивого развития и зеленого перехода.
Но что все таки послужило толчком для такого стремительного развития этой отрасли в поднебесной? Пресловутое трудолюбие китайцев, или не только?
Как Китай получил преимущество в гонке за электромобили?
В последнее время много говорят об электромобилях и их роли в борьбе с изменением климата. Международные эксперты призывают к сокращению выбросов парниковых газов до 2025 года, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5 ° C. Одним из способов достижения этой цели является переход на электромобили, которые не загрязняют окружающую среду при эксплуатации. Но не все страны одинаково готовы к этому переходу. Китай имеет значительное преимущество в производстве и использовании электромобилей, благодаря своему контролю над ключевым ресурсом - литием.
Литий - это металл, который используется для изготовления литий-ионных аккумуляторов, основного компонента электромобилей. Литий добывается из солевых озер или твердых пород, а затем перерабатывается в химические соединения, которые подходят для аккумуляторов.
Китай является крупнейшим потребителем и производителем лития в мире. Он обеспечивает около 80% мирового спроса на литий и контролирует большую часть его переработки.
Китай также активно инвестирует в развитие своей отрасли электромобилей, которая является одной из приоритетных для правительства.
Другие страны, такие как США, сталкиваются с проблемами в обеспечении достаточного количества лития для своих производителей электромобилей. Нехватка лития приводит к повышению цен и снижению производства, что затрудняет конкуренцию с китайскими компаниями. Кроме того, пандемия коронавируса, геополитические напряжения и риски усугубляют ситуацию с цепочками поставок лития. Западные страны пытаются развивать свои собственные источники лития и улучшать технологии аккумуляторов, но это требует времени и инвестиций.
Как видим, Китай имеет главное преимущество в переходе на электромобили, благодаря своему доминированию в сфере лития. Это дает ему возможность удовлетворять растущий внутренний и международный спрос на электромобили, а также способствовать своим экологическим целям. Если Китаю станет стратегически выгодно сдержать рост "аппетитов" стран-потребителей этого и некоторых других редкоземельных металлов (медь, графит, никель), то они могут серьезно ударить по развитию электромобильности у них. Кстати, по запасам и добыче графита, никеля Китай также занимает лидирующие места наряду с Россией.
Логика ясна. Цены на электромобили уже начинают расти в США, Европе в виду сырьевого голодания и увеличения стоимостей поставок.В то время как Китай продолжает бить рекорды количества и постоянно растущего качества производимых электромобилей.
Этот факт ставит другие страны в очень уязвимое положение. Они должны приложить больше усилий для обеспечения своей энергетической безопасности и конкурентоспособности в гонке за электромобили.
Может еще все таки рано списывать со счетов проверенные авто с ДВС ? Время покажет...
В следующих статьях буду более подробно раскладывать "по полкам" , почему такое "чудо" техники - электромобиль может иметь различные варианты развития.