Ордена Трудового Красного знамени Конаковскому фаянсовому заводу на днях могло бы исполниться двести лет. Но до своего очередного юбилея предприятие не дожило. Погасли печи, ушли люди, производство заглохло. В экономике новой России место этому старейшему заводу не нашлось.
Славный путь Конаковского фаянсового завода исторически был связан и с царской Россией, и со временами СССР. Еще в 80-е годы прошлого столетия на нем работало свыше пяти тысяч человек. До строительства в начале 60-х годов Конаковской ГРЭС, завод был единственным градообразующим предприятием. На нем трудилось большинство жителей Конакова. Да и в 70-80-е года – немалая их часть. Но пришли новые времена, и на предприятие пришел кризис. Не сразу, не вдруг, постепенно…
Страшный смысл слова «сокращение» мастера фаянса узнали в начале 90-х, спустя какое-то время после того, как предприятие было акционировано. Тогда же и стали появляться первые долги перед бюджетом и поставщиками. Так что стагнация производства берет истоки именно с того времени. За последние 15 лет штат завода сокращали неоднократно, и перед ликвидацией на нем работало менее тысячи человек. Сейчас там нет никого. Разумеется, если бы не нынешняя экономическая ситуация в стране, наверное все было бы иначе. За эти годы в России исчезли сотни предприятий.
В 1996 году АООТ «КФЗ» было переименовано в ОАО «Конаковский фаянсовый завод». Основной акционер – В. Газаров, владел более 70 процентами акций. Его решением, директором предприятия был назначен А. Губа. За 9 лет завод потерял существенную часть рынка сбыта – цены повышались, качество продукции падало. Конаковский фаянс вытеснялся более дешевой продукцией из Китая и Украины. Появились долги предприятия, в том числе и по зарплате перед работниками, из года в год долги росли, и к 2005 году достигли суммы около двухсот миллионов рублей.
В этот момент и происходит знакомство основного акционера В. Газарова с Никитой Поповым и Дмитрием Курочкиным, изъявившими желание купить акции. В декабре 2005 года контрольный пакет акций был выкуплен ООО «Аккорд – Управление имуществом», где генеральным директором являлся Д. Курочкин.
Небезынтересно и мнение Конаковской прокуратуры. Насколько известно, еще в 2005 году в отношении гендиректора А. Губы было возбуждено дело о невыплате более, чем 2 месяца, заработной платы работникам. Дело велось в мировом суде и закончилось дисквалификацией Губы, как руководителя сроком на 5 лет.
Впоследствии, по искам граждан, невыплаченную зарплату с предприятия уже пытался выбить городской суд. Андрей Губа на заседания не являлся, было даже вынесено постановление о приводе его в зал суда силой. В конце-концов, суд признал виновность Губы по основным пунктам обвинения, всплыл даже факт попытки продажи им арестованного имущества. Народ уже был готов ликовать и праздновать победу, но…
Судья переквалифицировал статью, и признал Губу невиновным «за истечением срока давности». Дело окончилось пшиком, а директор отделался легким испугом. Кстати, этот же суд и отменил решение мирового судьи о дисквалификации. Что до государственного обвинения, то из неофициальных источников известно крайне негативное отношение к тому, что случилось на заводе Конаковского прокурора Михолана. Вот и думаешь – толи законы у нас такие, толи еще что…
С изменением собственника у оставшихся на заводе работников в душе затеплилась надежда в том, что завод начнет работать. Поставленный Курочкиным и Поповым в качестве генерального директора Вячеслав Елиферов обещал, что предприятие будет выведено из кризиса. Будучи публичной личностью, новый менеджер говорил о возрождении производства, несмотря на плачевное состояние производственных мощностей, огромной кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней, перед поставщиками энергоресурсов, сырья и услуг, перед самими работниками, месяцами не видевших зарплату.
Но 25 августа 2006 года по решению данных лиц ОАО «Фаянсовый завод» направил представление в арбитражный суд о признании ОАО «КФЗ» банкротом. 26 октября ОАО «КФЗ» признано несостоятельным. Была запущена процедура банкротства, а все работники уволены. В конкурсное управление вступил П. Тарасов. Основные здания и сооружения завода были проданы следующим юридическим лицам: ООО «Связьинвест», ООО «ТД «Конаковский фаянсовый завод» и НК «Межрегиональное правовое управление», являющимися структурами Курочкина и Попова.
Незадолго до ликвидации ОАО было создано ЗАО с аналогичным названием, где руководителем стал также В. Елиферов. Видимо, чтобы уйти от огромных долгов предприятия перед бюджетом, кредиторами и по зарплате, акционерное общество решением Совета директоров становится учредителем и единственным собственником этого самого «нового» ЗАО «Конаковский фаянсовый завод». Все основные средства (продукция, оборудование, здания, сооружения) передаются «новому» ЗАО в качестве вклада в уставной капитал.
При этом «старое» предприятие не прекращает производство ни на минуту, все работники продолжают работать на своих местах. В новое ЗАО принимают не весь коллектив, а его часть. Остальных оставляют в прежнем ОАО, от которого остается только вывеска и долги. Людей отправляют в бессрочный административный отпуск «в связи с простоем не по вине работника». Затем в арбитражном суде возбуждается дело о банкротстве этой вывески. А оставшихся работников увольняют в связи с ликвидацией предприятия.
Схема эта была апробирована на многих российских предприятиях и успешно работала. Через то, что произошло потом, проходило немало предприятий в нашей стране. С начала 2007 года всякое производство продукции на заводе прекратилось. Началась распродажа имеющихся на предприятии активов и материальных ценностей. Ломалось оборудование, вагонетки, станки и всё это сдавалось в металлолом. Существенное число теперь уже бывших работников предприятия так и не получили долги по зарплате.
Я обратился к заместителю главы администрации Конаковского района по развитию Алексею Пляскину с одним единственным вопросом: что властные структуры, поменявшиеся в районе в марте этого года, думают делать, чтобы как-то решить проблему? Алексей Михайлович ответил следующее:
- Администрация района оценивает то, что случилось с фаянсовым заводом, крайне негативно. Предприятие работало даже в войну, и погибло в мирное время. На сегодняшний момент, фаянсовый завод, как одно из ведущих предприятий по выпуску фаянса и майолики, вернуть невозможно. Единственное, что можно сделать – возродить так называемые, народные промыслы в старых корпусах завода, которые, кстати, являются объектом историко-архитектурного наследия региона. Специалисты, художники и скульпторы еще остались. Мы же, со своей стороны, заинтересованы в возрождении этой территории, как промышленной площадки. Она не должна простаивать, должна приносить пользу району и городу, должна, как и раньше, исторически развиваться…
Мне удалось связаться с руководителем ООО «Аккорд – Управление имуществом» Д. Курочкиным, который стал основным акционером ОАО «КФЗ» после Газарова и Губы. Меня интересовало, как он видит перспективы данной территории. Вот что ответил Дмитрий Игоревич:
- Я могу точно сказать, что производство, которое там было, восстановлено не будет. Поясню, почему. Во-первых, при нынешней таможенной политике государства, у российских производителей керамики нет ни одного конкурентного преимущества перед иностранными производителями. Во-вторых, наше производство, по сравнению с конкурентами, очень энергоемко, цены на энергоносители сейчас у нас на уровне мировых, это сильно повышает себестоимость продукции. В-третьих, цена рабочей силы у нас гораздо выше. Основные конкуренты – это Китай, Индия и Бразилия. Например, в Китае среднемесячная зарплата в керамической отрасли составляет 80 долларов при 10-часовом рабочем дне и 6-дневной неделе. То есть, интенсивность труда там выше при меньшей его оплате.
Поэтому мы проигрываем по всем показателям. Нам керамика обходится гораздо дороже, чем им. Это касается не только России, но и всей Европы в целом. Более-менее могут конкурировать только мелкосерийные производства с эксклюзивной продукцией. Они еще занимают свою нишу. Но в промышленных объемах ширпотреба мы рынок проиграли. И продолжать производить продукцию в больших объемах на старых производствах – это просто генерировать убытки, что и показал пример Конаковского фаянсового завода, где в последние 10 лет только это и происходило.
Поймите, такие предприятия создавались под спрос 250-миллионного населения бывшего СССР с практически полностью закрытым внешним рынком. Горели огромные печи с миллионной производительностью. Но в 90-е годы появился рынок. Спрос на отечественную керамику стал падать, а старое производство не было «заточено» под гибкую реакцию на все эти изменения. Ведь неважно, сколько посуды обжигается – миллион или 10 тысяч. Расходы одни – печи горят непрерывно, есть у них загрузка или нет, штат людей практически постоянен. И в этих условиях, при падении объемов производства, себестоимость продукции неоправданно возросла.
Когда мы покупали завод, мы знали о его долгах. Но нам казалось, что вложив в это производство, мы начнем получать оборотные средства, и производство постепенно раскрутится, долги начнут погашаться. Прежние собственники убеждали нас, что при денежных вливаниях, ситуация начинает исправляться. Были даже мысли о реконструкции производства.
Однако, спустя некоторое время после приобретения контрольного пакета акций, начали «выпадать скелеты из шкафов». Выяснилось, что ситуация нами была понята не до конца и положение завода гораздо хуже. Потеряв за год более 2 миллионов долларов, мы приняли решение о ликвидации производства. При этом, все долги по зарплате, которые возникли у работников при нашем руководстве, мы выплатили…
Далее Д.Курочкин сказал, что даже в условиях кризиса эту территорию они развивать готовы. Была встреча с руководством Конаковского района, которая показала, что администрация заинтересована в развитии этой территории. Но я считаю, что сейчас – не рыночная ситуация, для того, чтобы что-то делать на территории теперь уже бывшего фаянсового завода. Пока никто не может ответить на вопрос – каким производством можно заняться, чтобы получать прибыль? Допустим, с минимальными вложениями можно было бы запустить производство стройматериалов. Но сейчас строительная отрасль испытывает кризис, спрос на данную продукцию упал. В то же время, есть отрасли, не испытывающие кризиса, однако, чтобы разместить эти производства на данной площадке, требуются такие инвестиции, что дешевле их развивать «с нуля, в чистом поле». Но движение начато, и просто нужно какое-то время подождать, пока ситуация стабилизируется. Какое-то производство на этом месте рано или поздно будет.
Сходное мнение и у Павла Тарасова, который осуществлял конкурсное управление предприятием в начале процедуры банкротства:
- Эта процедура была оправдана, причем, по моему мнению, делать это надо было еще раньше, задолго до того, прежде чем поступило предложение о признании ОАО «КФЗ» несостоятельным банкротом. И все разговоры и призывы о том, что завод нужно спасать, на тот момент помочь уже не могли. Об этом надо было беспокоиться гораздо раньше. Иного выхода из ситуации, по-видимому, не было…
Получается, что долгое время директор А.Губа скрывал реальную информацию о положении дел на предприятии. Судя по высказыванию отдельных лиц при нем составлялись «липовые отчеты» о финансовом положении завода, причем разные: для банкиров одни, для налоговой – другие, для акционеров – третьи. Новые собственники, заказывая аудит присмотренного под покупку предприятия, смогли оценить лишь «верхушки» ситуации, и им потребовался почти год, чтобы понять, во что они вложили деньги. Как выяснилось – в бесперспективное дело. Поэтому и стали той самой «похоронной командой».
Исходя из высказываний нынешних хозяев предприятия, можно сделать вывод о том, что в самое тяжёлое для завода время к его управлению пришли непрофессиональные собственники и управленцы. Ведь можно же было снизить многие затраты, закупить новое более эффективное и менее энергоёмкое оборудование, избавиться от части ненужных зданий, сооружений и земли, перейти на договора с внешними обслуживающими организациями (к примеру автотранспорт, коммунальное обслуживание и другое). Решить вопрос по снижению налогового бремени. Перейти к выпуску какой-то дополнительной продукции, пользующейся спросом, например выпуск всяких декоративных фигурок для территорий дачных хозяйств, фасадной плитки и т.д.
Да, что сейчас об этом говорить... Думается, что завод приобретался как чисто спекулятивный актив, который можно выгодно продать. Но! Грянул очередной кризис и наверное не ошибусь если предположу, что нынешние владельцы завода и сами не рады тем активам которые они приобрели. Налог на имущество и землю платить надо, продать невозможно, а вкладывать деньги в новое производство, для этого надо иметь эти самые деньги. Но и этого мало, нужно обладать большим опытом и знаниями, чтобы управлять такими активами.
Мне стало интересно, а как с уплатой налогов у нынешних собственников тех руин, что когда-то были фаянсовым заводом? В конаковской налоговой инспекции мне сообщили, что на этой территории зарегистрированы три собственника, налог на землю двумя из них выплачен, третьим нет, но работа с ним проводится. Хорошо, хоть налоги платят…
Итак, поставлена точка на славном, всемирно известном, российском заводе Его смерть прошла тихой и незаметной. Даже в общегосударственном масштабе печальная судьба этого, некогда действующего старейшего предприятия с богатой историей и традициями никого не заинтересовала. До сих пор в стране многие уверены, что Конаковский фаянсовый завод, как пишут в аннотациях, «…и сегодня остается одним из крупнейших производителей фаянса и декоративной майолики в России». Хотя на самом деле, такого завода уже фактически не существует.
Вместо послесловия.
По имеющейся информации, в 2008 году, при прежнем главе района Поповиче, земля под предприятием, находящаяся в собственности Конаковского района, была продана. При этом долгое время прежняя власть разводила руками и говорила «что на собственников предприятия они влиять по закону не могут». Как говорится, была бы воля…
А обманутые работницы, теперь уже бабушки-пенсионерки говорили мне: если бы новый глава района Крысов возродил предприятие, мы бы ему памятник на народные деньги поставили.
Увы, слишком поздно…
- М. МАЛАХОВ. Публикация 2009 года (газета «Заря», Конаковский район). Фоторепортаж сделан автором в марте 2012 года: завод разрушен. ФОТО ПУБЛИКУЮТСЯ ВПЕРВЫЕ!
ЖУРНАЛИСТИКА И НЕ ТОЛЬКО:
***
ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА:
Перевод по СБП на карту "Почта банк" по номеру +79520655055 (Максим М.) или по номеру карты: 2200 7706 356 9206
СПАСИБО!!!