Найти тему
Армия и Флот

Огневой городок...

Наглядное фото: Дед, три Черпака и Молодой...
Наглядное фото: Дед, три Черпака и Молодой...

Предлагаю Вашему вниманию небольшой отрывок из моих рассказов о службе в ГСВГ в середине 80-ых:

«…Огневой городок или полковое стрельбище располагалось в двенадцати километрах от Дрездена, недалеко от трассы в сторону Лейпцига, около деревни Боксдорф. Поэтому так и называлось – полигон Боксдорф.

По направлению стрельбы огневой городок упирался в густой лес, глубиной около четырёх километров, за которым находилось кукурузное поле. К стрельбищу примыкал отдельный танковый батальон. А с тыла, за пшеничным полем, был большой яблоневый сад немецкого кооператива.

Это был отдалённый гарнизон, состоящий примерно из двадцати солдат разного периода службы, кроме первого, практически на полном самообслуживании. В полку, где все и стояли по штату, только получали раз в неделю бельё, продукты и сигареты.

На стрельбище была своя небольшая казарма с кухней и столовой и отдельный офицерский домик, где иногда оставались ночевать старшина с прапорщиком, начальником стрельбища. Двор казармы состоял из ремонтных мастерских, солдатской бани, теплицы и небольшого свинарника с двумя свиньями и бараном, за которыми присматривал свободный от стрельб солдат, обычно родом из сельских мест.

Этим летом старшина пытался разводить кур, но петух по утрам кукарекал совсем не по уставу, и пришлось оставить эту затею и пустить домашнюю птицу на обед солдатам. Рядом с казармой находилась пилорама, где днём и ночью колотили мишени.

Обычно новое пополнение в количестве пяти-шести солдат прибывало из специальной учебки дивизионного полигона Швепниц. В этот раз молодёжь ждали примерно через неделю. Рядовой Валиев попал на стрельбище неожиданно и вне графика.

Все солдаты здесь были в основном электриками по гражданской специальности, и в их обязанности входило управлять мишенями во время стрельбы и следить за техническим состоянием оборудования. Отсюда и название должности – оператор полигонной команды…

В состав полигонной команды входили ещё механики-водители боевых машин, которые постоянно стояли в боксах директрис на специальных качалках. Все операторы и механики подчинялись непосредственно старшему оператору, который был здесь единственным сержантом, что-то вроде замкомвзвода.

Рулили всем хозяйством старшина Зотов и прапорщик Быков, оба подчинялись непосредственно заместителю командира полка майору Тагоеву. Он здесь был и царь, и бог.

И как оказалось, армейская фортуна улыбнулась нынешнему молодому поколению…

Перед прибытием первого Молодого новоиспечённые Деды поставили брагу из яблок и перепились, отмечая отбытие очередных дембелей. Всех застукал дежурный по полку, который иногда мог внезапно приехать ночью на стрельбище с проверкой.

Практически всех приказом заместителя командира полка отправили в полк в пехоту, за исключением радиомастера и одного механика-водителя. Павел не пил в принципе, а механик был на посту, охранял боевые машины в боксах.

Все переведённые деды сейчас находятся на губе. Валиев тут же вспомнил увиденных им солдат под конвоем напротив штаба и подумал: «Это, наверно, и были мои «потенциальные дедушки». Интересно, что это был за неожиданный приезд дежурного по полку? Неужели и здесь стучат?» – и с интересом посмотрел на довольного Виталика.

Гвардии рядовой Валиев, первый молодой на полигоне, прослужил с Черпаками (третий период службы) четыре дня и каждое утро вместе с ними делал уборку помещения и прилегающей к домику территории.

А вот столовую и кухню каждый вечер мыл уже один. Но, новичка не ставили дневальным, и каждую ночь он спал спокойно. Солдата за всю дальнейшую службу больше никто не ударил.

Только одни раз, когда он ещё был первым и единственным молодым, старший оператор как-то в каптёрке, шутя, ткнул боксёру кулаком в бок. А спортсмен в ответ, так же вроде бы шутя, легонько провёл правой снизу в солнечное сплетение старшего по званию. Виталик после такой шутки отходил пару минут, сидя на кровати.

Затем прибыли трое механиков-водителей БМП девятой роты вместе с земляком Фердаусом из нового пополнения учебки Елань . Стало легче и веселей. А через два дня привезли четверых молодых операторов из полигона Швепниц.

Валиев, уже на правах старожила и особо доверенного лица старослужащих, показывал и объяснял вновь прибывшим службу Молодых на стрельбище. В дополнительную работу входило: с подъёма – уборка всей территории и помещений (деды ещё спали, а черпаки медленно просыпались), вечером – уборка кухни и столовой, в субботу – наведение порядка на складах и мастерских и топка бани.

И, конечно, передвигались молодые по стрельбищу немного быстрее, чем все остальные. А по большому счёту, на полигоне пахали все: и до стрельб, и после. Стреляли постоянно, днём и ночью, а спрос за работу участка был у каждого оператора одинаков. Кем бы он ни был – Молодым, Черпаком или Дедом…

Тимура поставили на самый большой и ответственный участок – на директрису БМП. Директриса состояла из боксов с качалками и учебными классами, а так же трёх насыпных дорожек, с которых уже стреляли с ходу из пулемёта ПКТ и из орудия инертными выстрелами по движущимся мишеням.

Стрельба велась и боевыми кумулятивными снарядами, но исключительно по вкопанным мишеням. И стреляли днём и ночью, кроме выходных, когда немцам разрешался выход в лес…».

P.S. Полностью все части можно и нужно почитать здесь: https://dzen.ru/camrad

за пультом управления мишенями на Директрисе БМП...
за пультом управления мишенями на Директрисе БМП...