Исторически так сложилось, что именно в самые трудные периоды в России начинают активно бороться с алкоголем. Конечно, с одной стороны государство всегда управляло рынком «зеленого змея», но с другой – это путь никогда не имел успеха.
Борьба с алкоголем велась при Петре I, вводили «сухой закон» при императоре Романове и уже после развала Российской Империи. Чего только стоит внедрение запрета на спиртное в 80-х годах, когда население переходило на самогон и суррогат.
Новый закон с запретом «наливаек»
На днях депутаты Госдумы приняли в первом чтении один очень интересный и долгоиграющий закон, который фактически позволяет регионам самостоятельно запрещать деятельность «наливаек». Эксперты уже заговорили о том, что данный тренд нацелен на ужесточение рынка «зеленого змея». Государство забирает практически под себя весь рынок алкогольной продукции, делая акцент на классические заведения и магазины.
Положительный момент связан с урегулированием рынка забегаловок. Дело в том, что речь идет о возможном запрете тех самых «наливаек», где отоваривается не самое благополучное население. Как правило, такие места часто связаны с буйными любителями принять на грудь и покричать под окнами жилого дома до утра.
Ругань, крики, маты и драки – все это может уйти в прошлое. Конечно, важно понимать, что регионы самостоятельно будут принимать решения. Но сути это не меняется – большая часть забегаловок будет закрыта.
На заметку. Закон позволяет регионам и субъектам РФ принимать решение об ограничение продажи слабого алкоголя. Речь идет о пивнушках, небольших барах в жилых районах, где торгуют пивом, сидром и прочей слабоалкогольной продукций. При этом возможность запрещать продажу крепкого алкоголя уже реализована в законодательстве.
Вячеслав Володин пояснил, что решение принималось с учетом «запросов» общества. В Госдуме посчитали, что население России устало от пьяных дебошей и хочет спать спокойно. На самом деле такой запрос действительно был. Многие жители часто обращаются в полицию и администрации с жалобами на такие заведения.
И это вполне нормальная практика для многих развивающихся стран, где используется государственная монополия на рынок алкоголя. Хочешь выпить – вперед в ресторан или кафе. Если речь идет о спальном районе, то в большинстве европейских стран вряд ли можно найти аналог наших «наливаек».
К сожалению, говорить о решении проблемы с пьянством не приходится. Историческая практика показывает, что на любой запрет наши люди находят альтернативные решения. И они явно не связаны с покупкой более дорогого алкоголя. Уже можно прогнозировать расцвет самогоноварения и продажи спиртного на «теневом рынке».
Запрет «ресторанов» для бедных не решит проблему
«Наливайки» действительно относятся к категории заведений для бедных слоев населения. По сути, это места, где люди могут отвлечься от бытовухи за приемом алкоголя. Не пойдут же они в рестораны?
Теперь представим, что какой-то регион запретил «наливайки». Думаете, что население станет меньше пить? Конечно, кто-то может и отказаться от вечерней кружки пенного, но большая часть перейдет на «подножный корм» и будут употреблять суррогат в большом количестве и сомнительного качества. А это еще большая угроза здоровью населения.
Стоит отметить, что против полного запрета «наливаек» выступает Минфин. Позиция этого министерства вполне понятна и более чем прагматична. Все дело в доходах, которые приносят забегаловки для бедных слоев населения. Если их полностью убрать, рынок не перестанет существовать, но уже перейдет в теневой сектор.
Мы можем сколько угодно говорить о вреде алкоголя, но еще ни одна страна мира не смогла побороть «зеленого змея» запретами, ограничениями или высокими ценами. Интересный момент этой темы связан именно с доходами в бюджет. Например, в середине 80-х годов продажа водки приносили СССР почти 30% доходов от торговли продовольственными товарами.
Важно понимать, что государство никогда не откажется от продажи спиртного. Это путь в никуда и огромные бюджетные потери. Ограничить – вполне, полностью запретить – фактический крах экономики.
Да, «наливайки» спаивают население, но проблема же не в том, что кто-то тянет человека за руку или заставляет пить? Нам нужно вести более эффективную пропаганду здорового образа жизни. Это может показаться странным, но есть такое понятие как «культура распития» спиртных напитков.
У нас же все происходит по классическому сценарию. Качественный алкоголь недоступен для населения, а дешевая продукция – дорога в один конец.
В 2024 году вряд ли стоит ожидать серьезных изменений или внедрение «сухого закона». Более того, Минфин уже отказался повышать цены на крепкий алкоголь с 1 января. Водка, коньяк и прочие напитки будут стоить по старым ценам.
Бороться с алкоголем нужно, но для этого следует проводить эффективную пропаганду среди населения, в том числе подрастающего поколения. А «наливайки» они всегда будут существовать – легально или нелегально.