В 1901 году английский конструктор Томас Паркер разработал автомобиль, в котором задействовали газогенераторный двигатель. Такой транспорт нашел свое продолжение в Советском Союзе. Особенно идея использования древесного газа пригодилась во времена войны.
Первые эксперименты с газогенераторами были запущены в 1928 году. Тогда советские специалисты установили на шасси FIAT 15 Ter газогенераторную конструкцию. Именно этот автомобиль стал прообразом первого отечественного АМО-Ф-15, который пошел в серию.
Успех идеи с газогенераторными установками подтвердился в 1934 году. Тогда в Москве запустили пробег с участием ГАЗ-АА и ЗИС-5, которые оснащались такими двигателями. Разработкой газогенераторов занимались специалисты НАТИ.
ЗИС-13. Данная модель в народе получила ласковое прозвище - ”Захар". Она считается одним из первых грузовиков в СССР, которые получили газогенератор и работали на твердом топливе. На этапе, когда данная техника разрабатывалась, в стране наблюдался острый дефицит нефтепродуктов. Конструктором ЗИС-13 выступал профессор Наумов. Газогенератор мог работать на угле и дровах. В некоторых экземплярах в качестве дополнения устанавливали баки для горючего.
ГАЗ-42. В 1936 году Конструкторское бюро Горьковского автозавода приступило к разработке новой модели. Тогда руководителем проекта назначили талантливого конструктора Косова. Была поставлена задача - разработать автомобиль в короткие сроки. В качестве основы решили использовать известную “полуторку” ГАЗ-АА.
Основные агрегаты и узлы взяли у базовой модели. Исключением стала только система подачи топлива и сам силовой агрегат. В конструкции задействовали газогенератор Г-14, который работал при сгорании древесных отходов. Использовать в качестве топлива можно было не только дрова, но и шишки, кору и брикеты.
ЗИС-150-015 АСН. В 1953 году в СССР разработали новую модель грузового транспорта, который мог работать на дровяных отходах. Эксплуатировать такую машину можно было в районах с лесозаготовками. В качестве основы использовали кабину ЗИС-150, которую разделили - в правой части разместили газогенератор. В 1954 году тестовые образцы приступили к прохождению испытаний. Каждая машина должна была преодолеть определенный пробег. По итогам испытаний комиссия признала модель пригодной для эксплуатации.
НАМИ-012. Еще одна послевоенная разработка, которая работала на дровах и эксплуатировалась в условиях крайнего Севера. Такую машину использовали в промзонах и на участках с лесозаготовками. В качестве основы использовали шасси ЯАЗ-200. Тестовый образец успешно справился со всеми испытаниями.
УралЗИС-352. Это последняя модель грузовика такого типа, которая была разработана в СССР. Однако руководство партии в процессе обсуждения проблем приняло решение прекратить выпуск грузовиков, работающих на твердом топливе. Транспорт на бензине и дизеле к тому времени стал более выгодным в эксплуатации. Последнюю партию грузовых УралЗИС-352 выпустили в 1957 году.
Автомобили, работающие на дровах и шишках, считались перспективными в период СССР. За это время было построено много моделей, которые успешно эксплуатировались в районах с лесозаготовками.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!