Разберём планы по расширению трамвайной сети и строительство депо в Чертаново, а также новые изменения для пешеходов и автомобилистов.
Здравствуйте, дорогие и уважаемые читатели и подписчики!
Чуть больше двух лет назад состоялись общественные обсуждения очередной трамвайной линии в Москве от Чертановской улицы до станции «Покровское» (МЦД-2) в районах Чертаново Центральное и Чертаново Южное.
Это уже не первая предлагаемая новая трамвайная линия в этих местах. До этого был проект скоростного трамвая в Бирюлёво практически со схожей трассировкой.
На этот раз есть важное изменение — трамвайное депо хотят разместить в промзоне на Дорожной улице в Чертаново, не в Бирюлёво Западное, как ранее.
Скорее всего, это связано со строительством Бирюлёвской линии метро.
Собственно, решил разобрать эту новинку, т.к. остальные проекты по развитии трамвая в Москве начинают потихоньку воплощаться в жизнь. Краткий ликбез:
- На проспекте Академика Сахарова ведутся работы по переносу коммуникаций и реконструкции тяговых станций, чтобы провести трамвайную линию от ст. м. «Комсомольская» к Чистым прудам.
- Объявлен конкурс на проектирование и последующее строительство эстакады на шоссе Энтузиастов на пересечении со Свободным проспектом и Большим Купавенским проездом. Под эстакадой пройдёт трамвайная линия в район Ивановское.
- По улице Сергея Радонежского тоже планируют вернуть трамвай, сейчас ведутся работы по выносу коммуникаций.
В группе "Московский транспорт - мониторинг новостей" в ВК был размещён ответ читателя сообщества на вопрос о развитии трамвая в Москве в ближайшие годы, заданный Департаменту строительства г. Москвы.
Депстрой ответил, что трамвайная линия предусмотрена новым проектом планировки № 351-ПП от 10.03.2022. Проектирование линии включено в адресно-инвестиционную программу г. Москвы (АИП) на 2025 год.
Из этого же ответа, трамвайная линия в Бирюлёво Восточное признана нецелесообразной из-за строительства Бирюлёвской линии метро.
И получается, что есть шанс на расширение трамвайной сети в Чертаново.
Трамвайная линия от Чертановской улицы до платформы "Покровское"
Новая трамвайная линия пройдёт от кольцевой развязки на пересечении Чертановской улицы и улицы Красного Маяка. Её длина ~3,01 км.
Далее она пойдёт вдоль улицы Красного Маяка по разделительному газону и вблизи перекрёстка с Кировоградской улицей (или вблизи станции метро "Пражская") перейдёт на нечётную (южную) сторону улицы Красного Маяка.
Через Варшавское шоссе трамвай пройдёт над тоннельным путепроводом, где как раз имеется задел, и продолжится по улице Подольских Курсантов вплоть до платформы «Покровское» (МЦД-2).
Между съездом с Юго-Восточной хорды (ЮВХ) и ул. Подольские Курсанты обустроят разворотное кольцо. Под Покровским путепроводом (ул. Подольских Курсантов) обустроят трамвайные пути, место как раз оставили в ходе строительства хорды.
На перекрёстке ул. Подольских Курсантов и ул. Дорожная сделают отдельные трамвайные пути к депо на Дорожной улице.
У данной трамвайной линии ожидается пассажиропоток в ~45 тысяч человек в сутки. На посадку/высадку ~4.8 тысяч человек в час. Средняя скорость в пути 25-30 км/ч.
Остановочные пункты
Видео-презентаций новой трамвайной линии в Чертаново от Института Генплана Москвы.
Всего планируют сделать 7 остановок трамвая. Практически все дублируют существующие автобусные маршруты (852, м96, с960 и т.д.) и размещаются вблизи остановок автобусов.
Планируемый перечень остановок трамвая:
- улица Красного Маяка, 10 (рядом с остановкой автобусов "Чертаново Центральное");
- улица Красного Маяка, 4;
- метро "Пражская";
- Варшавское шоссе;
- Старопокровский проезд (рядом с остановкой автобусов "17-й автобусный парк");
- улица Подольских Курсантов (рядом с остановкой автобусов "Улица Подольских Курсантов, 18");
- Платформа "Покровское".
Последняя остановка — единственная не дублирует автобусные маршруты :)
Получается связь между основной трамвайной линии по Чертановской улице, станцией метро "Пражская" Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии и платформой МЦД-2 "Покровское".
При условии, что для последней построят конкорс (переход) через Юго-Восточную хорду. Без него от остановки до платформы идти ~500 метров.
Пока неизвестно какие трамвайные маршруты будут изменены (например, 1 и 16) либо добавятся новые. Это станет ясно ближе к стройке.
Трассировка на карте
Посмотреть трассировку новой трамвайной линии можно на карте: https://yandex.ru/maps/-/CDqBFNMg
Примечание:
- Красным цветом отмечена трамвайная линия и остановки.
- Розоватым цветом — трамвайное депо.
- Синим цветом — наземные пешеходные переходы.
- Оранжевым цветом — новые дороги либо расширение старых.
- Зеленым цветом — новые светофоры.
Автодорожные и пешеходные изменения
Хорошие предложения для пешеходов и спорные для автомобилистов.
1) На Пражской (перекрёсток ул. Красного Маяка – ул. Кировоградская) сделают наземные пешеходные переходы и тротуары к ним.
2) Возле существующей остановки НОТ "Метро Пражская" сделают регулируемый пешеходный переход.
3) На пересечении дублёра Варшавского шоссе и ул. Подольских Курсантов сделают наземный пешеходный переход через ул. Подольских Курсантов. Сейчас там есть только подземный пешеходный переход.
4) Установка светофора и создание полноценного перекрёстка на пересечении ул. Подольских Курсантов и безымянного проезда (напротив дома ул. Подольских Курсантов, 4к1), параллельного Старопокровскому проезду. Плюс, наземный пешеходный переход в этом месте.
5) На перекрёстках "ул. Подольских Курсантов – Старопокровский проезд" и "ул. Подольских Курсантов – ул. Дорожная" разметят наземные переходы по восточным сторонам перекрёстков.
6) На Дорожной улице возле подстанции "Чертаново" установят светофор для заезда/выезда трамваев в/из депо.
7) На перекрёстке "ул. Дорожная – Проектируемый проезд №261" (где зигзагообразный поворот с ограничением скорости 40 км/ч) установят светофор и сделают наземный пешеходный переход через Дорожную улицу.
8) Осветофорят существующий пешеходный переход на съезде с ул. Подольских Курсантов (при движении от Варшавского шоссе) на ЮВХ/МСД в сторону М-2. Также, светофор нужен для проезда трамвая к разворотному кольцу.
Автодорожные изменения:
1) Дорожную улицу по направлению в сторону МКАД к северу от ул. Подольских Курсантов расширят до 3 полос движения.
2) Так как трамвайное депо частично займёт дорогу по 1-му Дорожному проезду, то для подъезда к остальным зданиям в промзоне построят улично-дорожную сеть начиная от Проектируемого проезд № 261 и далее вдоль Павелецкого направления МЖД, р. Городня, съезда с ЮВХ.
3) Новый, более плавный съезд с ул. Подольских Курсантов (при движении от Бирюлёва) на ЮВХ/МСД.
4) Съезд с ЮВХ/МСД на ул. Подольских Курсантов в сторону Варшавского шоссе и отдельный съезд к ГСК.
Дополнительно:
- В створе Дорожной улице планировался тоннель на пересечении с ул. Подольских Курсантов. Трамвай это дело перечёркивает. Может оно к лучшему, возможно, стоит вывести ул. Подольских Курсантов на эстакаду.
- Отменяется ранее планировавшиеся трамвайная эстакада параллельно ул. Подольских Курсантов через Курское направление МЖД. Т.е. пока нет понимания будет ли вообще продлятся трамвай в Бирюлёво или нет.
В целом, продолжается движение по переустройству города в пользу пешеходов. Наземные переходы, дополнительные светофоры несколько замедлят движение транспорта (включая автобусы). Поэтому вся надежда на обустройство дополнительных дорожных связок между Чертаново и Бирюлёво.
Не исключено, что после проведения этой трамвайной линии, некоторые маршруты автобусов изменят или уменьшат выпуск подвижного состава, чтобы был приоритет у трамвая.
Трамвайное депо
Отдельное трамвайное депо разместят по адресу: г. Москва, ул. Дорожная, владение 3. Займёт оно площадь в ~108 тысяч кв.м. Его будут строить во вторую очередь, вначале построят только трамвайную линию до платформы "Покровское".
На момент написания статьи на месте будущего депо размещаются разного рода складские предприятия, пункты выдачи интернет-магазинов, шиномонтажные и авторемонтные сервисы и т.д.
Депо позволит уменьшить интервалы движения трамваев, увеличив выдачу трамваев, улучшить обслуживание подвижного состава (трамваи "Витязь-Москва") и т.д.
Трамвайный парк в Чертаново трудоустроит свыше ~500 человек, где львиная доля сотрудников — это водители трамваев. Для примера, информация по депо им. Н.Э. Баумана чуть меньшего по площади чем депо в Чертаново:
В парке депо имени Н.Э. Баумана насчитывается 125 трамваев «Витязь-Москва». Площадь депо составляет 68,6 тысячи квадратных метров. Здесь работают более 500 человек, из них 360 — водители трамвая.
Когда построят?
Обратимся к АИП 2023-2026. В документе трамвай представлен под следующим титулом:
Трамвайная линия с искусственными сооружениями (эстакада) с участками скоростного движения от станции метро "Пражская" в р-н Бирюлево Западное и северную часть р-на Бирюлево Восточное с трамвайным депо (1 этап).
Как видно из инфографики выше, ожидается объявление конкурса на проектирование линии в 2025 году.
Строительство начнётся также в 2025 году с вялотекущим финансированием. (Из общей суммы строительства в 11 млрд. рублей, в 2025-2026 годах выделяют лишь по 1 млрд. рублей). Основные средства будут выделены после 2027 года.
Формально, поводом для ускорения стройки трамвая в Чертаново было бы само депо. Но на месте бывшего троллейбусного парка № 7 на Нагатинской улице уже ведутся работы по постройке трамвайного парка для обслуживания южной сети трамвая, так что скорой необходимости нет.
И продление трамвая в Бирюлёво Восточное (с конечной остановкой в Загорье) отменено из-за стройки Бирюлёвской линии метро. А трамвайную эстакаду в Бирюлёво Западное вычеркивает из градостроительных красных линий новый проект планировки.
Хотя, перспективное продление в Бирюлёво чуть ли не главная причина постройки трамвайной линии вдоль ул. Красного Маяка и ул. Подольских Курсантов.
Так что ждём результатов строительства трамвайных линий в других районах Москвы, мб и в Чертаново построят :)
Спасибо за внимание! До скорых встреч.
Буду благодарен за оценку статьи и приглашаю подписаться на мой канал. Я рассказываю о развитии транспортной инфраструктуры Москвы (дороги, метро, общественный транспорт и т.д.)
P.S. Нужна ли эта трамвайная линия для Чертаново? Будете ли ей пользоваться? Пишите в комментариях! =)