Найти тему
Доктор Молодой

Задержка речевого развития у детей (часть 2)

Часть первая часть тут:

 Этот пост для вас написала детский невролог-эпилептолог Ушакова Ольга Сергеевна https://vk.com/kidsneurology 

 Как понять нужно ли бить тревогу? Для этого нужно знать нормы речевого развития: 

 0-6 мес 

Произносит гласные звуки (гуление), ответная улыбка 

Реагирует на мамин голос, шум воды из крана 

Следит за лицом взрослого 

Интересуется игрушками, берёт их, перекладывает, тянет в рот 

6-12 мес 

Появляется лепет (согласные), который может менять свою интонацию 

Говорит по очереди со взрослым 

Начинает понимать речь взрослых, откликаться на имя 

Появление жестовой коммуникации (ку-ку, ладушки, просится на ручки) 

12-18 мес 

Слова: называет родителей всегда определённым словом или звуком к 12 месяцам, к 18 месяцам появляется несколько других существительных + повторение звуков животных 

Минимум четверть слов малыша понятна не членам семьи 

Реагирует на имя, понимает "нет" (но не обязательно слушается) и простые инструкции, сопровождаемые жестом 

Имитирует бытовые действия, плясовые движения под музыку 

Любопытство (залезает в шкаф, вытаскивает вещи, залезает на столы/стулья) 

Показывает хотя бы одну часть тела (глазки/носик), соответственно есть указательный жест 

 18-24 мес 

В речи появляются предложения из двух слов (мама дай, папа нет). Словами сообщает о своих желаниях в большей степени, чем жестами 

Понимает инструкцию без жеста 

Показывает части тела (минимум 3) 

Выполняет более сложные инструкции (принеси предмет из другой комнаты) 

Повторяет слова за взрослым 

Интересуется совместной игрой 

2-2,5 года 

Минимум половина сказанного понятна постороннего человеку 

Появляются первые вопросы (где? куда?) 

Начинает использовать падежи, уменьшительно-ласкательные формулировки, местоимения, понятие "большой-маленький" 

Называет много частей тела 

Есть предложения из 2–3 слов, отрицательные фразы (не хочу, не буду) 

Может по картинке назвать предмет и действие на ней (мяч летит) 

Появляются просьбы (поесть, на горшок) 

Умеет здороваться и прощаться 

2,5-3 года 

Более половины сказанного понятна постороннему (врачу) 

Использует предложения до 4 слов 

Отвечает на вопрос "Как тебя зовут?" 

Рассказывает о своих впечатлениях 

Придумывает "свои" слова. Эта способность редуцируется в среднем к 5-6 годам 

3–4 года 

Минимум 75% того, что ребенок говорит в возрасте трех лет, и 100% того, что ребенок говорит после четырех лет, должно быть понятно другим людям 

Любит слушать книги, рассматривать картинки. Показывает на картинке героев 

Использует предложения из 3–5 слов 

Может рассказать историю о том, что с ним случилось, выстроить диалог со взрослыми и сверстниками 

Использует местоимения «я», «ты» и «мы» 

Знает свое имя, пол, название улицы 

Следует инструкции из трех частей, например: возьми с кушетки жёлтое колечко и положи на стол 

Различает "большой-маленький", " вчера-сегодня ", " зима-лето" 

Может сортировать предметы по функциям или цветам 

Начинает разбираться в понятиях числа - по инструкции может дать одно колечко, больше колечек или все колечки 

Пытается считать, но ошибается и пропускает числа 

Речь перестаёт быть подражательной и становится результатом мышления, отсюда огромное количество вопросов 

Появляется понятие количества , времени (суффиксы) и пространства (приставки) 

4-5 лет 

Речь понятна всем окружающим 

Использует предложения от 5 до 8 слов 

Много говорит обо всем, что делает или думает, охотно беседует рассказывает длинные истории о собственном опыте 

Понимает, где расположен предмет (выше/ниже, в середине/спереди/сзади) 

Пытается отвечать на вопросы "когда? " 

Пытается использовать прошедшее, настоящее и будущее время 

Пытается писать числа, буквы, сортирует предметы, выделяет лишнее 

Называет дни недели и понимает "вчера", "сегодня", завтра" 

 5-6 лет 

 Появляется критичность к своим ошибкам в речи 

Речь связана, последовательна и логична 

Составляют рассказ по сюжетным картинкам 

Выговаривать звуки позднего онтогенеза (Р, Л, Ш) 

Любит общаться, рассуждать обо всём на свете 

Владеет пространственно-временными представлениями (сверху, позади, далеко, рядом, сейчас, завтра) 

Через все эти этапы красной нитью идёт постоянно увеличивающийся словарный запас с появлением новых слов 

Школьники 6-7 лет 

Речь должна быть понятной, предложения состоят из 5-6 слов, могут сочинять сказки благодаря достаточно большому словарному запасу. Могут отличить гласные от согласных, придумать слова, начинающиеся на определённую букву 

Знает и верно использует местоимения, дни недели, правильную грамматику 

Может рассказать длинную историю, придерживаясь основной идеи рассказа 

Знает много букв алфавита, правильно считает до 10, различает лево и право 

Понимает вопрос "когда"? и верно отвечает на него 

Ищет сходства и различия в предметах 

Знает свой адрес 

Школьники старше 8 лет 

Могут рассуждать об отвлеченном, предсказывать и делать выводы 

Способен понимать другие точки зрения и высказывать свою 

Поддерживает разговор, объясняя причины и свой выбор 

Надеюсь, что получилось донести основную мысль Сначала - причина и диагноз, потом - лечение.