Найти тему
Доктор Молодой

Задержка речевого развития у детей

Этот пост для вас написала детский невролог-эпилептолог Ушакова Ольга Сергеевна https://vk.com/kidsneurology 

 

В Международной Классификации Болезней (МКБ-10) этот диагноз шифруется как R 62.0 , или "Задержка этапов развития" 

 

Это так называемая "темповая зрр", то есть сейчас малыш говорит хуже, чем мы ожидаем, но это лишь его особенность, он подрастет, научится и не будет значимо отличаться от сверстников. ТЗРР -диагноз исключения, это значит что говорить о нём мы можем лишь в том случае, если нет других возможных причин. 

 

Давайте разложим по полочкам 

 1. Речь - сложный процесс. Для него нужны: зрение, слух, корректная работа артикуляционного аппарата (губы, щёки, зубы, язык), сохранность голосовых связок, структуры и функции корковых речевых центров и проводящих путей от них к мышцам артикуляционного аппарата, а также подкорковых структур. 

Формирование речи не происходит по щелчку. На самом деле это целая пирамида навыков, которая начинается с предречевого развития у младенца. 

Младенец наблюдает за лицом взрослого, слышит его голос, чувствует прикосновения. Ему интересно это взаимодействие, появляется ответная улыбка, гласные звуки (гуление). Их мы ждем к 1,5 месяцам. 

Если ребёнок не видит - он не сможет следить за лицом. Если не слышит - не будет реагировать на голос, разговор. Если предпочитает смотреть не за лицом, а за тенями на стене или полосками на потолке - не получится контакта. Последний пример: нарушение социальной включенности - первой ступеньки в формировании детской речи. Если её нет - нет мотивации общаться и учиться говорить, меняется весь вектор развития. 

2. Вторая ступень - умение распознавать мимику и жесты другого человека и пользоваться ими. До появления первых слов малыши отвечают улыбкой на улыбку взрослого, плачут если их ругают. Понимают игру в ку-ку, ладушки, просятся на руки, поднимая ручки вверх к родителю. Всё это очень важно и тоже относится к формированию речи. 

3. Дальше - имитация. Малыш пытается повторить то, что делает взрослый. Пример - те же игры в ладушки, попытки есть ложкой. 

4. Первые слова обычно короткие, неполные (Пу - пульт, мя - мячик). Постепенно слов становится больше, и понять их могут не только родители, но и окружающие люди. Формируется артикуляция. Нечеткость речи для малышей до 3-4 лет нормальна, но должна быть динамика - улучшение качества речи с течением времени. 

5. Конечно, речь невозможна, если у ребёнка нет её понимания и пассивного словарного запаса. 

Понимаете, как это сложно? 

Перед тем, как говорить о темповой задержке речевого развития, врач исключает: 

- аутизм 

- наследственные заболевания 

- нарушения слуха (методом КСВП! Например, при тугоухости 1-2 ст слух нарушен лишь частично, однако вторично нарушается и речь. Обычно в этом случае родители уверены, что со слухом всё хорошо, и убедить их сделать исследование - сложная задача) 

- нарушения артикуляции 

- отсутствие адекватной речевой среды 

- повреждение корковых структур, серьёзные неврологические заболевания (ДЦП, опухоли, эпилептическая энцефалопатия) 

- особенности функционирования головного мозга (расстройства развития) 

- сильная стрессовая ситуация 

- нарушения зрения 

- нарушение интеллекта 

И только после этого мы говорим, что можно ещё подождать и понаблюдать. 

Если всем таким детям ставить диагноз "ЗРР", то это как прийти к врачу с жалобой на головную боль и получить диагноз " Цефалгия" без уточнения и лечение ноотропами. Тут нет диагноза, есть лишь перевод вашей жалобы на медицинский язык. 

А как быть с диагнозом "моторная алалия" и чем её полечить? 

Смотрите: Алалия переводится, как отсутствие речи. При появлении речи получается - это уже не алалия, даже если речь хуже, чем нам бы хотелось. Более точно такую картину описывает "Расстройство экспрессивной речи". Обязательно нужно исключить все описанные выше состояния! 

Очень часто аутизм трактуется, как моторная алалия или расстройство экспрессивной речи, потому что такой диагноз легче озвучить и легче принять. Отличие в том, что при аутизме "отстает" не только речь, но и коммуникация, а нарушение речи является скорее следствием расстройства социальной включенности. 

Если аутизма нет, то у ребёнка не будет страдать жестовая коммуникация, интерес к общению и в таком случае коррекция будет заключаться в грамотных интенсивных логопедических занятиях. 

В слайде ниже можно найти ту самую пирамиду речи из книги детской психиатрии Елисея Осина (детский доказательный психиатр). 

Продолжение в следующем посте.