О пропаганде редко можно услышать доброе слово. Мне, как минимум, не довелось. И наша, и не наша, бесит и вызывает ненависть. При этом, примечательна лишь позиция некоторых несознательных персон, предъявляющих нашей пропаганде за неэффективность. Ложь повторённая тысячу раз, льющаяся 24/7 из каждого утюга, – какой эффект, кроме раздражения, это может вызывать, даже теоретически?.. Но у них-то – работает.
Везде работает. Геббельс про «ложь, повторённую тысячу раз» не говорил. Это пропаганда была. Британская. Но все же сразу поверили. С первого раза поверили. Значит, ни повторений, ни утюгов не требуется. Достаточно говорить то, что слушателю покажется правдой.
Пропаганда, это как пуля. Свою – не услышишь. В ушах свистит только чужая.
...Следовательно, о пропаганде российской. И здесь, если иметь ввиду освещение конфликта и сопутствующих событий, – всё как-то слишком хорошо, чтобы быть правдой. Складывается даже впечатление, что пропаганда на территории страны ведётся продуманно. Не по методичке, а как следует. Я бы не придумал лучше.
Да и так бы тоже не придумал.
У меня было несколько публикаций, в которых подчёркивалось, что обещая самому себе что-то не сдавать, а что-то, напротив, взять, враг в информационном поле действует не мудро. Громкие лозунги, обещания, ганнибаловы клятвы, несгибаемое нагнетание, – всё имеет свою цену, и, давая временный эффект, по итогу больше вредит, подрывая дух, чем поднимает его. Но на то он и враг… Суть же в том, что у нас что-то явно обещать не было принято с самого начала. И это правильный, разумный подход, который себя полностью оправдал.
Загадкой остаётся какой план у руководства был весной прошлого года, однако, пропаганда сразу велась с прицелом на длительную перспективу. Когда решающее значение имеет снижение эффектов выгорания и усталости от конфликта. Для этого же требуется значимость самого конфликта в информационном пространстве свести к минимуму. В идеале, – словно ничего особенного не происходит.
И если кому-то покажется, что в телевизоре о стрельбе и санкциях много… Нет, в случае конфликта такой интенсивности, по пять-десять минут в новостях три раза в день, – это по мировым стандартам, по историческим аналогиям и просто по здравому смыслу не «ноль», а уже что-то из области отрицательных чисел.
О собственных потерях не говорят совсем, но это, именно, традиция. В подобных ситуациях и не положено. В остальном же сводки, в отсутствии громких побед, ограничиваются обстрелами гражданских объектов у нас, и огромным уроном – у них.
...И вот здесь, самое интересное, – то что заставило меня испытать острый приступ уважения, когда я это заметил.
Постоянно говоря об «огромных потерях противника», когда дело доходит до цифр, наша родная пропаганда… преуменьшает их у несколько раз. Преуменьшает, Карл!
Это вообще, законный приём? Ведь ещё Суворов сказал: «Чего басурман жалеть, пиши больше!»
Но тут надо сосредоточиться. По сравнению с чем преуменьшает? По сравнению с реальными?..
Попытки оценить реальные потери противника предпринимаются военными, однако, как показывает опыт предыдущих конфликтов, эффект имеют самый плачевный. Так что, реальные потери, прежде всего, просто неизвестны. Лишь многие десятилетия спустя, когда архивы будут открыты, эксперты изучат документы и тогда установят подлинные цифры… Какие именно, будет зависеть от цели исследования.
То есть, реальные потери сторон значения не имеют. Люди, – все люди, везде в мире, существуют не в реальности, а в модели реальности, – в Матрице…
Преуменьшаются же потери противника кратно – в 5-10 раз – сравнительно с теми, которые можно было бы назвать. То есть, с цифрой, в которую аудитория способна, – и даже хотела бы! – поверить. Грех же не оперировать в пропаганде, как минимум, такой цифрой.
Но всё зависит от цели. В нашем случае...