Найти в Дзене
Ай_ва

Перевод с русского на русский или Как я снимала квартиру

Давно хотела рассказать про эту эпопею, но все откладывала. А вчера Ольга | Питер сейчас поделилась опытом аренды квартиры в северной столице, и я поняла – пора написать о своих промашках. Какой-то пользы моя история не принесет, но повод чему-то удивиться, над чем-то посмеяться точно будет. Обещаю! Шестой курс начался с проблемы Срок беременности – пять месяцев. В общежитии с ребенком нельзя. Муж, член студсовета, отдельной комнаты добиться не смог. Значит, нужно искать квартиру или комнату. Причем, чем быстрее, тем лучше. Ведь дети сами выбирают момент, когда родиться. Могут и в семь месяцев это сделать. Как искать и где искать, не знали. У меня был только опыт аренды комнат на море – часто отдыхали там с родителями. И я знала, куда прийти и как договариваться. Муж вообще никогда нигде ничего не снимал. Здесь же «куда прийти» не было. Подавляющее большинство студентов обеспечивалось общежитием. Поэтому пришлось буквально вылавливать тех, кому не повезло, или оказавшихся в нашей ситуа
Оглавление

Давно хотела рассказать про эту эпопею, но все откладывала. А вчера Ольга | Питер сейчас поделилась опытом аренды квартиры в северной столице, и я поняла – пора написать о своих промашках. Какой-то пользы моя история не принесет, но повод чему-то удивиться, над чем-то посмеяться точно будет. Обещаю!

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Шестой курс начался с проблемы

Срок беременности – пять месяцев. В общежитии с ребенком нельзя. Муж, член студсовета, отдельной комнаты добиться не смог. Значит, нужно искать квартиру или комнату. Причем, чем быстрее, тем лучше. Ведь дети сами выбирают момент, когда родиться. Могут и в семь месяцев это сделать.

Как искать и где искать, не знали. У меня был только опыт аренды комнат на море – часто отдыхали там с родителями. И я знала, куда прийти и как договариваться. Муж вообще никогда нигде ничего не снимал.

Здесь же «куда прийти» не было. Подавляющее большинство студентов обеспечивалось общежитием. Поэтому пришлось буквально вылавливать тех, кому не повезло, или оказавшихся в нашей ситуации.

У меня преддипломная практика на заводе, у мужа – пятый курс. Вечерами мы начали гулять по найденным адресам, отрывали корешки объявлений на столбах и очень скоро выяснили, что никто из владельцев квартир не хочет пускать семью студентов с грудным ребенком. Вот только видели мой живот и сразу отказывали.

На квартирах поставили крест. Начали искать комнату. Обошли весь прилегающий к институту частный сектор. Много домов было с мансардами. Для нас это идеальный вариант не пересекаться с хозяевами. Но и хозяева, как выяснилось, не очень-то желали пересекаться с нами.

Так, в одном из домов я долго уговаривала добрую на вид владелицу. Однако она показывала мне на металлическую лестницу на второй этаж и говорила, что я обязательно «навернусь», а ей придется отвечать. Слова, что всю жизнь мечтаю пожить в мансарде, и демонстрация, как легко могу бегать по ступеням, не помогли. Нам опять отказали.

В поисках прошло два месяца. Мы отчаялись, потому что уже начался диплом, и он требовал времени. В этот момент кто-то из друзей нашел объявление о сдаче комнаты в трешке многоэтажного дома неподалеку от института – всего три остановки автобусом до главной проходной. А если пешком, то минут сорок через лесок в гору.

У меня уже накопился негативный опыт поездок в трамваях в студенческую поликлинику с животом, который растет. Но у нас не было другого выхода. Планировали, что диплом буду чертить дома, а на консультации смогу ездить не в час пик.

Пришли посмотреть свое будущее жилье. Понравилось все: доброжелательные хозяева чуть старше наших родителей, только что отремонтированная комната, разрешение врезать замок и свободно пользоваться холодильником. Плата за месяц нас устроила, но владельцы хотели получить деньги за полгода вперед. У нас же всего на три месяца было с учетом только что полученной стипендии.

Никогда ни о чем не просила родителей... Пришлось! И за два месяца до родов мы въехали.

Сюрпризы начались сразу после заселения

  • В первый же день выяснилось, что на широченной металлической кровати с сеткой спать вдвоем невозможно – «гамак» доставал почти до пола. С этой проблемой справились быстро при помощи чертежной доски.
  • Позже узнали, что хозяйка попивает, а муж, который не муж, ее за это наказывает. Скандалов не слышала ни разу, просто периодически видела у нее разбитую губу или заплывший глаз.

Не могу стопроцентно утверждать, что это следы побоев. Несколько раз она падала рядом с нашей комнатой в полный рост, круша все поблизости. Однажды при падении ногой зацепила нашу незапертую дверь, и нога осталась у нас. Мне было противно и страшно. Тапочкой подвинула ее конечность и заперла дверь на ключ. Даже мысли не возникло проверить, жива ли она...

А Владимр Ильич, так звали псевдомужа, оказался в общении милейшим человеком. Он читал книги и много знал. Сам варил холодец и научил меня. Никогда не возмущался, если на кухне висели пеленки. У нас ни разу ничего не пропало из холодильника. И каждый день в семь часов утра в ванную и туалет никто не ломился, потому что это наше время. Вдруг на занятия опоздаем?

  • Тем не менее, я его боялась и сидела в комнате как мышка, если муж был на занятиях. Из-за меня пришлось устроить холодильник за окном в посылочном ящике, а дверь в туалет починить, чтобы она не слетала с петель.

Казалось бы, на этом все. Неча принцессу на горошине разыгрывать в чужом доме! Но как мы ошиблись...

  • У хозяйки обнаружилась замужняя дочь, которая жила в другом доме со своим семейством, но комнатой по соседству с нашей вечерами пользовалась. Она посадила мужа за рукоприкладство и ушла в отрыв. Приходила в квартиру матери с подругой Людкой баскетбольного роста и приводила каждый раз разных мужчин, порой сползающих на пол от потери равновесия прямо по нашей двери. Поддатых, громких, хамоватых. А дома у нее оставался сын десяти лет – при нем низзя себя так вести.

Странные наречия и другие окончания

В один из гостевых дней занималась расчетом на прочность для диплома, а через розетку над столом донеслась жалоба подруги, что ей там ... плохо, она не умещается. Такого слова я никогда ранее не слышала, но поняла, что это наречие! Можете удивляться, но для меня его существование стало сродни открытию Америки: оно оказалось определительным, качественным и, в отличие от «плохо», изменяемым...

Ну не знала я в 22 года, что четыре всем взрослым известных существительных и один глагол могут не только склоняться и спрягаться, но и превращаться в другие части речи почти бесконечно!

Да, по словам мамы, до двух лет я нецензурно выражалась из-за няньки-фронтовички. Она была очень хорошим человеком, вырастила троих сыновей, но ее речь изобиловала «вводными» словами к месту и не к месту. От просьб родителей следить за речью она отмахивалась и говорила, что ее дети «не употребляют».

Не буду здесь рассказывать, как описывала вслух себя, сидя на горшке перед зеркалом. И как назвала папу, который принес домой молоко за вредность. Просто поверила маме. Ей было стыдно при оформлении в садик уточнять, что двухлетняя девочка-беляночка, дочь детского врача и начальника цеха, без стеснения награждает «красивыми эпитетами» все, на что попадет глаз.

В садике я быстро все забыла и стала нормальным ребенком. О существовании того самого глагола, да еще на букву «и», впервые, как мне показалось, узнала в 9 лет от подружки.

Меня всячески оберегали от русского народного. Так, во дворе вечерами стучали в домино азартные соседи, и папа категорически запретил к ним приближаться: «Мужчины в азарте и с досады могут ляпнуть лишнее!»

От него лично я таких слов не слышала, но вот маме однажды досталось. Она позвонила на работу, когда отец за что-то распекал грузчиков по другому телефону. Перепутал трубки, и мама впервые узнала, что ее интеллигентный, как она считала, муж виртуозно владеет еще одним языком в дополнение к родному и немецкому со словарем...

Я уже училась в институте, когда мама пошла гулять с пекинезом и заодно заглянула за хлебом. Привязала собаку к ручке двери, а при выходе из магазина увидела, как трясущийся забулдыга отвязывает нашего песика и говорит: «Дай денег или уведу! И ничего ты со мной не сделаешь!»

До мамы быстро дошло, что человеческого языка алкаш не поймет, и с ним нужно разговаривать иначе. Поэтому она открыла рот и громко начала перечислять нецензурные слова, периодически изменяя единственное число на множественное и подставляя разные окончания. Мужик оторопел, бросил ей уже отвязанный поводок и ретировался.

Знаю об этом со слов мамы. Происшествие позволило ей впоследствии гордиться знанием русского народного. А если собеседники сомневались, она в подтверждение рассказывала историю с поводком.

Несмотря на учебу в мужской группе на мужском факультете, от ребят при нас, девочках, лишних слов не слышала. А одному сокурснику они даже устроили недельный бойкот за не вовремя вылетевший блин.

От мужа, выросшего в деревне, услышала этот самый блин тоже всего раз. Когда на него с антресолей упал набитый чемодан, плохо поставленный им же накануне. Испугался за дочку в коляске рядом...

Ну вы поняли, да, в каких условиях я жила до этого самого наречия?

Глокая куздра отдыхает

И если бы оно было одно! Люди за стенкой непрестанно общались на незнакомом мне языке, почти не используя привычных слов. От неожиданности я начала переводить с их народного на свой. На удивление, все оказалось просто и понятно, о чем тем же вечером поведала мужу. На литературном русском.

Обратный перевод в его голове сложился сам собой. Он рассвирепел, снес дверь в соседнюю комнату и почти шепотом сообщил гостям, что с ними будет, если они сейчас же не уберутся восвояси. Как вы понимаете, это уже мой вольный перевод...

Пару дней было тихо, а потом визиты возобновились. Слушать какофонию за стенкой у меня не было ни времени, ни желания. Выход нашелся сам собой. Группа мужа нам на свадьбу подарила радиоприемник «Океан». Как только я понимала, что считать и писать дипломную записку не могу, врубала приемник на полную громкость.

В таких условиях пришлось написать почти всю дипломную работу, а чертить ездила в чертежку. Если что, я там была одна среди ребят, потому что у всех остальных сокурсниц были приемлемые жилищные условия.

Как бы там ни было, я родила, выписалась, и мы вызвали врача. Так положено. Сидим, обедаем. Вдруг дверь в комнату открывается ударом ноги и на пороге возникает амбал с дипломатом.

– Закрой дверь с той стороны, – не отрываясь от еды, процедил муж.

– А то что? – спросил незваный гость.

Муж молча встал из-за стола и за шкирку выволок мужика в коридор.

– Ребята, вы что?! Я ж свой! Я врач! – завопил он в ответ. – Я думал вы с ними, а вы нормальные...

От автора

Обсценной лексикой не пользуюсь принципиально. Боюсь, тормоза откажут когда-нибудь. Кроме того, считаю, что в русском языке достаточно слов, чтобы передать любую ситуацию, не скатываясь в нецензурщину.

Но чисто механически фразу про глокую куздру при необходимости переделаю запросто, имея в распоряжении все те же четыре существительных и один глагол. Может быть, даже одно слово в разных вариациях. Проверять не буду – пачкаться не хочется...

-2