Найти тему
Архивариус Кот

«Нашим подвигом мы Русь избавим»

М.И.Скотти. Минин и Пожарский
М.И.Скотти. Минин и Пожарский

Самой первой из исторических хроник Островского была написана пьеса «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Александр Николаевич работал над ней более десяти лет, в 1855-1866 годах. Существуют две её редакции, с очень значительными различиями - так, первая из них заканчивается отправлением ополчения на освобождение Москвы и словами Минина

Друзья нижегородцы! Ваше войско

Пошло к Москве! Его вы снарядили

И проводили. Буде Бог пошлёт,

И нашим подвигом мы Русь избавим,

Великую от Бога примем милость

За избавленье христианских душ;

И во вся роды, в будущие веки,

К навечной похвале нам учинится,

На славу нам, и на помин душ наших.

Вторая же, как мне кажется, более совершенная, завершается возвращением с победой. Пьеса не относится к числу часто ставящихся. Мне довелось увидеть её лет двадцать пять назад в «доронинском» МХАТе – честно скажу, большого впечатления спектакль не произвёл. А вот сейчас в интернете прочитала, что премьера пьесы состоялась совсем недавно, в день Народного единства (и это, конечно, символично) в Кинешме. Думаю, что нужно хоть немного поговорить и об этой хронике, да и вспомнить то, что связано с этой страницей истории, полагаю, не помешает.

Наверное, Козьма Минин не нуждается ни в каких представлениях. Конечно, широко известны иронические строфы А.К.Толстого:

Чтоб трон поправить царский

И вновь царя избрать,

Тут Минин и Пожарский

Скорей собрали рать.

И выгнала их сила

Поляков снова вон,

Земля же Михаила

Взвела на русский трон.

Но, думаю, нет человека, которому не был бы известен памятник Минину и Пожарскому в Москве (скульптор И.П.Мартос). Открытый в 1818 году, он стал первым крупным скульптурным памятником в Москве (до этого в роли памятников выступали, в основном, храмы).

-2

Интересный факт: ещё в 1803 году на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств была высказана мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года, а также патриарху Гермогену, считающемуся главным вдохновителем народных ополчений. Тогда император Александр I решил, что невозможно собрать достаточно средств для её осуществления, позже была объявлена всенародная подписка – и памятник появился (чуть позднее, чем планировалась, - из-за Отечественной войны 1812 года).

Памятник давно уже стал одним из символов Москвы. Даже жёлчный В.Г.Белинский писал друзьям, что испытывает «священный трепет», проходя мимо памятника, а фигуры на нём называет «исполинами веков, обессмертивших имена свои пламенною любовью к милой родине»: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности».

В 1862 году Минин и Пожарский были изображены на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в Великом Новгороде, где в скульптурной группе «Избрание на царство» мы видим юного родоначальника династии Романовых Михаила Фёдоровича, князя Пожарского, защищающего его обнажённой саблей, и коленопреклонённого Кузьму Минина, вручающего ему шапку Мономаха и скипетр.

-3

А вот патриарх Гермоген ждал почти двести лет: памятник ему был открыт в Александровском саду у стен московского Кремля лишь в 2013 году, в честь столетия причисления к лику святых:

-4

**************

Наше Всё – Пушкин… И он не мог пройти мимо личности Минина. «Я без прискорбия никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов; никто у нас ими не дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат. Да какой гордости воспоминаний ожидать от народа, у которого пишут на памятнике: Гражданину Минину и князю Пожарскому. Какой князь Пожарский? Что такое гражданин Минин? Был окольничий князь Дмитрий Михайлович Пожарский и мещанин Козьма Минич Сухорукий, выборный человек от всего государства. Но отечество забыло даже настоящие имена своих избавителей. Прошедшее для нас не существует. Жалкий народ!» Это фрагмент неоконченного «Романа в письмах», над которым Александр Сергеевич работал в 1829 году (думаю, многие вспомнят, что в кинофильме «Барышня-крестьянка» эти строки диктует сыну старший Берестов). И мысль эта для Пушкина, несомненно, очень важна. Осенью 1836 года он практически повторит эти слова в примечаниях к статье М.П.Погодина «Прогулка по Москве», которая должна была появиться в книге III «Современника», но напечатана не была (а вместе с ней, разумеется, и примечания). Здесь будет и ещё одно важное дополнение, где Пушкин и своего предка упомянет: «Недавно в одной исторической статье сказано было, что Минину дали дворянство и боярство, но что спесивые вельможи не допустили его в думу и принудили в 1617 году удалиться в Нижний Новгород — сколько несообразностей! Минин никогда не бывал боярином; он в думе заседал, как думный дворянин; в 1616 их было всего два: он и Гаврило Пушкин. Они получали по 300 р. окладу. О годе его смерти нет нигде никакого известия; полагают, что Минин умер в Нижнем Новегороде, потому что он там похоронен, и что в последний раз упомянуто о нем в списке дворцовым чинам в 1616».

Кузьма Минин. Гравюра начала 1820-х гг. с неизвестного оригинала XVII в.
Кузьма Минин. Гравюра начала 1820-х гг. с неизвестного оригинала XVII в.

А что знаем мы? Известно, что Минин действительно пользовался большим доверием царя, выполняя важные поручения. Кстати, известно, что царскими милостями был отмечен и сын его Нефёд. Сохранился «Чин бракосочетания (в списке) Государя Царя МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА с девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию Боярина Лукиана Степановича Стрешнева», в нём мы можем прочитать: «Над свечами у фонарей были: у государева фонаря стряпчей Дмитрей Баймов сын Воейков да Нефод Козмин сын Минин, у государынина фонаря стряпчие Фёдор Андреев сын Олябьев да Дорофей Шипов». А на первой свадьбе царя (с княжной Марией Долгорукой) Нефёд нес фонарь невесты.

Умер Минин действительно в 1616 году. До сих пор можно встретить разные данные о месте захоронения его праха (из-за разрушения монастыря, где похоронили героя). Неизвестна точная дата его рождения (обычно уклончиво пишут: «вторая половина XVI века»).Но всем известен его призыв к нижегородцам, который С.М.Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» передаёт так: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

И с него, по существу, и начинается пьеса А.Н.Островского.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь