Сегодняшняя заметка о Гжельской керамике, составлена на основе статьи из "Товарного словаря" ll том, с моей подборкой иллюстраций. Основу составляют некоторые предметы из коллекции, которую когда то собирала моя мама, а я продолжаю... Как и продолжаю изучать отечественную керамику и делиться с вами.
"ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА — гончарные, фарфоровые и фаянсовые изделия, вырабатываемые на предприятиях местной промышленности и промысловыми кооперативными артелями, расположенными в районе станции Гжель Раменского района Московской области. Гжельское керамическое производство существует с древнейших времен. Гжельские чайные сервизы, художественные статуэтки, игрушки отличаются яркой национальной самобытностью и оригинальностью художественной формы, носящей народный характер. Образцы Гжельской керамики первой половины ХlХ века характеризуются высоким декоративным мастерством; художественная отделка посуды — подглазурная и надглазурная роспись — отличается разнообразием форм, среди которых преобладает растительный орнамент обычно в виде крупных цветов четверти ХХ века третьей четверти ХХ века Гжель была одним из основных районов фарфоро-фаянсового производства в России, но с развитием крупного фабрично-заводского производства значение ее резко снизилось.
В советское время своеобразные художественные традиции гжельских мастеров развиваются на новой основе.
Артель «Художественная керамика» в деревне Турыгино вырабатывает посуду, декоративные фигурки и вазы, Кузяевский фарфоровый завод — посуду, Гжельский керамический завод — декоративную скульптуру, майоликовые облицовочные плиты, архитектурные барельефы.
Современный бытовой гжельский фарфор-вазы, кувшины, кружки, пепельницы и т.п. артели «Художественная керамика» известны характерной подглазурной росписью кобальтом по белому фону с последующей разделкой золотом.
Роспись, наносимая до глазурования изделия, обладает прочностью, глубоким цветом и сильным блеском.
Некоторые изделия Гжельской керамики расписываются золотом по темно-синей кобальтовой глазури.
Для Гжельской керамики типичен несколько условный плоскостной растительный орнамент, иногда однотонный, в некоторых случаях нескольких тонов синего цвета.
Роспись выполняется вручную беличьими кистями, что обеспечивает более высокие декоративные свойства изделий по сравнению с механическими способами нанесения рисунка (декалькоманией, печатью трафаретом). применяемыми при массовом производстве.
Перед росписью на поверхность изделия наносится контур рисунка способом припороха, т. е. покрытием контура рисунка порошковым углем или сажей.
В последнее время применяется надглазурная роспись статуэток коричневым, зеленым и синим цветом (растворами азотнокислого никеля, хромпика и азотнокислого кобальта).
Роспись этими растворами отличается мягкими тонами; краски как бы растекаются к краям и дают нечетко очерченный контур рисунка и высветленный цвет по краям живописного пятна.
Сырьем для Гжельской керамики служат: просяновский каолин, часов-ярская глина, местный кварц, карельский полевой шпат.
Глазурь изготовляется из тех же материалов, что и масса, по в других пропорциях. Используется сырье 2-го и 3-го сорта.
Качество сырья отражается на внешнем виде готовых изделий. Черепок гжельского фарфора довольно толстый, не проспечивает, имеет слегка сероватый оттенок; на изделиях допускается мелкая черная «мушка» (образуется из включений окиси железа, содержащейся в массе).
Иногда на поверхности изделий имеются небольшие неровности — ямки, возникающие при обжиге от выгорания органических примесей, порой загрязняющих массу.
Сбыт художественной Гжельской керамики торговым предприятиям осуществляется через Главместпромсбыт."
(А.И.Пугачев. Товарный словарь.том ll . 1957-1961)
В заметку я также включаю для общего ознакомления полноцветные изделия созданные на других производствах, но на формах Гжельских: "Цыпленок", "Утёнок", "Утка" и т.д.
Заметка будет дополняться.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.