Сюжет о Святом Сисиннии и Верзилье является одним из наиболее распространенных в эфиопской магической литературе. Краткое содержание таково. «Жил человек по имени Сисинний. Женился он, родился у него сын. И в его первенца вошла Верзилья-ведьма и убила его. Плач и крики матери услышал Сисинний. Узнав в чем дело, он сел на коня взял копье и пустился в погоню за ведьмой. По дороге он встретил старуху и спросил у нее где найти Верзилью. Старуха показала и Сисинний увидел перед собой Верзилью, окруженную сонмищем бесов. Тогда Сисинний упал на колени и воззвал к богу, прося дать ему силу одолеть ведьму. Голос с Неба ответил, что ему дается такая сила и тогда Сиссиний пронзил ведьму копьем. Верзилья, крича, воззвала к Сиссинию, обещая не трогать тех матерей и детей, которые будут чтить его память и носить амулет с его житием».
Легенда была впервые опубликована Фрисом в 1893 году. И выяснилось, что сюжет мифа распространен от «Вершин Карпат через Румынию до Юга России, от балканских долин до древней Византии, от монастырей Сирии через Палистину до долины Нила».
В частности, в России этот миф ассоциируется со сказанием о двенадцати трясавицах (лихорадках-болезнях). В Европе известно о «Завещании Соломона» Там упоминается некий женский демон Овизут, убивающий новорожденных детей и родительниц и убегающий от написанного на родительницей имени Афарор.
Мнения о происхождении этого сюжета разнятся. Одни исследователи считают, что эфиопский миф – развитие сюжета о борьбе сына неба Мардука и первобытного океана-хаоса Тиамат. Другие указывают связь эфиопской версии легенды с коптской и видят манихейское влияние. Третьи говорят о близости Врезильи к древнееврейской Лилит или византийской Гилло, у которой было 12 имен.
p.s. По материалам Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН С.Б, Чернецова