Дорогие одиннадцатиклассники! Первый этап впускных испытаний позади, чуть передохнули - и с новыми силами и надеждами готовимся к сочинению уже не по литературе, а по русскому языку. В чём его особенность, и как помочь эксперту в проверке?
Я не шучу. Всегда говорю выпускникам, что сочинение эксперт проверяет по критериям. И чем легче ему проверять, тем меньше всяких огрехов он заметит в вашей работе!
Ведь не секрет, что на апелляции подчас комиссия находит больше ошибок, чем было отмечено при проверке работы. Но бывают и противоположные ситуации. Однако доказать свою правоту или вовсе получить максимальный балл можно, только если отлично знаешь требования к сочинению. С них и начнём!
Требования к сочинению задания 27 ЕГЭ по русскому языку
Перед вами формулировка задания:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво
Это будет перед глазами на экзамене как напоминание о плане работы. Нельзя игнорировать в этом плане ни один пункт. Знайте, что составители очень тщательно подходят именно к формулировке задания, чтобы сделать её максимально точной.
Кроме того, давайте посмотрим первые критерии проверки сочинения.
К1. Формулировка проблем исходного текста. Максимальный балл - 1
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно
К2. Комментарий к проблеме исходного текста. Максимальный балл - 3
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями
К 3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста. Максимальный балл - 1
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
сформулирована верно
К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Максимальный балл 1
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
сформулировано и обосновано
Запомните:
При написании сочинения необходимо точно следовать плану!
План сочинения
должен соответствовать критериям проверки пунктуально. То есть.
1. Проблема текста (вопрос автора).
2. Комментарий проблемы с двумя примерами из текста.
3. Позиция автора (как он ответил на свой вопрос).
4. Аргументированное отношение к анализируемой проблеме.
Мне и как учителю, и как репетитору очень часто приходилось слышать от учеников, что им-де сказал репетитор/учитель или они прочитали в интернете, что в сочинении должно быть вступление и заключение. Или что-то там ещё обязательно, например, шесть абзацев.
Всегда отвечаю одно: не важно, кто и что сказал или написал! Важно, за что конкретно вам будут ставить баллы при проверке. А это прописано в критериях оценивания.
Я намеренно в этой публикации не буду ничего разъяснять подробно. Пусть у нас пока будет "под рукой" сам план, к которому можно при необходимости обратиться. Как вы догадываетесь, дальше вас ждёт цикл статей о тонкостях выполнения задания 27 на конкретных примерах. Не забудьте подписаться на канал.