Найти в Дзене
Littleone

Отдых с детьми: 11 экспонатов Музея РЖД, которые точно понравятся детям

Оглавление

В крупнейшем техническом музее России нашли пристанище паровозы, тепловозы, вагоны и другие образцы железнодорожной техники. По просьбе «Литтлвана» смотрители Музея железных дорог России составили топ-11 самых удивительных экспонатов: от поезда-самозванца до вагона-ледника.

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Музей РЖД у Балтийского вокзала в Петербурге занимает историческое здание локомотивного депо Петергофской железной дороги XIX века и новый, специально спроектированный корпус. Это самый большой (57000 кв. м) технический музей России и один из крупнейших железнодорожных музеев мира. Здесь нашли пристанище паровозы, тепловозы, вагоны и другие образцы железнодорожной техники. Помимо подвижного состава музей оснащен современным оборудованием — мультимедийными, интерактивными, графическими системами и средствами подачи информации. При помощи сотрудника музея Татьяны Каменщиковой «Литтлван» составил список экспонатов для первого посещения.

1. Пассажирский паровоз С.68

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Он был построен Невским заводом в 1917 году. Наконечник стрелы на носу, большие колеса, выкрашенные в красный цвет, который предупреждал об опасности, привлекали всеобщее внимание. С.68 и по сегодняшним характеристикам далеко не тихоход, а 100 лет назад он поразил современников скоростью, которая могла достигать 115 км/ч! Это был самый быстрый пассажирский паровоз начала ХХ века. В музее представлен единственный сохранившийся экземпляр, чудом спасенный и отреставрированный в депо Ховрино. В 1960 году он был передан Октябрьской железной дорогой Московскому заводу железобетонных изделий, где использовался в качестве котельной установки. Там он был обнаружен в плачевном состоянии — от паровоза остались лишь котел, рама и колеса. Чтобы его сохранить, пришлось присвоить ему чужой номер — С.245. «Самозванец» приобрел имя и статус паровоза, который вел состав с советским правительством из Петрограда в Москву в 1918 г. Благодаря чему был спасен и успешно отреставрирован.

2. Вагон III класса

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

До революции пассажирские вагоны делили на IV класса. IV класса окрашивались в простенький серый цвет, III — в стандартный зеленый, II — в официальный желто-коричневый, а I класса — в благородный синий. Вагон III класса для пригородного движения отапливали с помощью горячей воды, которая циркулировала в трубах по периметру вагона. Сегодня пассажирских вагонов дореволюционной постройки с внутренним оборудованием сохранилось очень мало, и поэтому петербургский экземпляр считается настоящим раритетом. Рядом с фигурой дамы, стоящей на перроне, расположен большой экран, на котором можно увидеть две минуты из вокзального быта начала прошлого века.

3. Почтовый вагон

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Вагон с четырьмя осями был построен в 1902 году на Русско-Балтийском заводе в Риге. Он мог принять до 600 пудов (9,8 тонн) почтовых отправлений. Воссозданные интерьеры в вагоне позволяют окунуться в обычный рабочий день почтовых служащих. В одном из его отсеков демонстрируется видеоролик, рассказывающий об истории и современности железнодорожных почтовых перевозок.

4. «Стрелки времени»

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Центральная интерактивная инсталляция музея — «Стрелки времени» — объединяет все периоды строительства и показывает ключевые события истории железной дороги России с 1836 года. Мультимедийный объект не только освещает прошлое, но и позволяет заглянуть в будущее и увидеть, какими станут российские железные дороги в 2030 году. Переводя «стрелки времени» с помощью интерактивного стола-поворотного круга, можно выбрать интересующий период. На больших экранах демонстрируется уникальное произведение искусства, посвященное железной дороге — акварельная панорама Павла Яковлевича Пясецкого с изображением Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали), написанная художником в путешествии по этой дороге в 1894–1899 годах. Длина панорамы — почти километр при ширине в 50 см. Ее оригинал хранится в Государственном Эрмитаже на 10 бумажных рулонах, наклеенных на холст.

5. Паровоз ЭР 791-81 в разрезе

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Самый наглядный экспонат. Рассматривая его, любознательному школьнику будет легко понять принцип работы паровоза.

ЭР 791-81 состоит из 3 основных частей: котла, паровой машины и экипажной части, обозначенных разными цветами. Паровоз сцеплен с тендером, где хранятся запасы воды и топлива. Дорожный трудяга ЭР слыл своей всеядностью и неприхотливостью — вместо угля в нем могли использоваться дрова, торф и сланец. Водяной бак имел сверху углубление, так называемую угольную яму. Если вода и топливо хранились в самом паровозе, его называли танк-паровозом. Последний из локомотивов серии ЭР входит в инсталляцию «Железнодорожное водоснабжение». Рядом с паровозом расположены насос, гидроколонка и вертикальный котел, которые устраивались на станциях. Воду, которая была одним из важнейших компонентов паровозного движения, брали из естественных источников или бурили артезианские скважины.

6. «Сортировочная горка»

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Эта макет-игра моделирует работу сортировочной станции. Грузовой поезд состоит из вагонов, следующих, как правило, в различные пункты назначения. На своем пути вагон может пройти через несколько сортировочных станций. Процесс формирования поездов ускоряется за счет сортировочной горки — специального отрезка полотна с уклоном, позволяющего вагонам двигаться самостоятельно по инерции — скатываться. Встав за пульт интерактивного макета и следуя заданиям, полученным в информационных киосках, юные гости музея смогут управлять формированием состава и почувствуют себя настоящими железнодорожниками.

7. Вагон-ледник

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Деревянный вагон белого цвета — это грузовой вагон-ледник, служивший для перевозки скоропортящихся продуктов. В начале XX века, когда холодильники с машинным охлаждением еще не стали повседневными, нужно было как-то перевозить масло, кисломолочные и другие продукты, страдающие от высоких температур. Такой вагон неплохо справлялся с задачей. Например, охлажденная рыба могла сохраняться в нем до 12 суток. Кузов с теплоизоляцией снабжался специальными танками или «карманами» для загрузки льдо-соляной смеси. На полу располагались специальные клапаны для слива талой жидкости. Лед отдавал свой холод кузову, и минусовая температура поддерживалась, пока лед не таял окончательно. Для загрузки следующей партии смеси на станциях были предусмотрены льдопункты и льдозаводы.

Представленный в музее ледник непростой: его использовали для доставки сибирского масла к портам Балтики для экспорта. На тормозной площадке вагона стоит фигура тормозильщика. Если подойти к экрану, фигура оживет и расскажет о своей канувшей в прошлое профессии.

8. Грузовой паровоз ОВ

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Паровозы серии «О» были основным типом товарного паровоза на российских железных дорогах в дореволюционный период. Они получили ласковое прозвище «овечка». Всего было построено около 8000 «овечек». В годы Гражданской и Великой Отечественной войны некоторые паровозы этой серии были одеты в броню и использовались в составе бронепоездов. Представленный в музее экземпляр — настоящая кинозвезда. Он был построен на Путиловском заводе в Петербурге в 1902 году, а музеем получен из депо Калининграда, где использовался для съемок кинофильмов.

9. Пригородный вагон со створным углом (санитарный вагон)

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

С началом Великой Отечественной войны железная дорога начала работать по военному графику. Под санитарные вагоны перестраивались обычные вагоны пригородного сообщения. Один из таких представлен в музее. Для удобства вагон был оснащен створным углом, за счет чего значительно расширялся дверной проем. Это позволяло беспрепятственно вносить носилки с ранеными. Санитарные вагоны были оборудованы аптеками, помещениями для персонала, кухней, помещением для хранения грязного белья. При этом персонал делал все возможное, чтобы содержать поезд в чистоте и порядке. Санитарный вагон — памятник беспримерному подвигу железнодорожников военного времени.

10. Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

Этот образец военной железнодорожной техники размещен на уличной экспозиции. На установке использовались орудия, изготовленные до 1917 года Обуховским заводом для вооружения береговых батарей и линейных кораблей. Всего построено 3 установки данного типа, составивших 9-ю отдельную железнодорожную артиллерийскую батарею КБФ. Каждая установка комплектовалась несколькими спецвагонами, необходимыми для производства стрельбы. Все они принимали участие в Советско-финской войне. После окончания этой войны СССР получил в аренду стратегически важный полуостров Ханко на территории Финляндии, куда в 1940 году перекочевали артиллерийские орудия. В настоящее время все 3 пушки ТМ-3-12 сохраняются. Одна установлена в качестве памятника в форту Красная Горка, другая находится на Поклонной горе (монумент победы в Москве), а третья бережно хранится в экспозиции музее.

11. Пассажирский цельнометаллический вагон No 001 07383 поезда «Красная стрела» (класс вагона «СВ»)

  предоставлено музеем РЖД
предоставлено музеем РЖД

«Красная стрела» — символ советской эпохи. В свой первый рейс поезд отправился в июне 1931 года. «Статусный» поезд повышенной комфортности обслуживал важные съезды, фестивали, летнюю Олимпиаду в 1980 году, возил зарубежных и отечественных знаменитостей. «Стрела» стала не только самым скоростным и престижным, но и самым пунктуальным поездом — он развивал скорость до 160 км/ч. О работе такого вагона расскажет его хозяйка — проводница. Если подойти к экрану, установленному рядом с экспонатом, ее фигура оживет.