Очередная вариация на тему своеобразного конца света, aka. американского апокалипсиса, снятая по одноимённому роману, имевшему оглушительный успех в чартах продаж "карантинного" 2020-го года, да ещё и под руководством гения-визионера Сэма Эсмаила (того самого, который в одиночку придумал идею и концепцию "Мистера Робота", а позже полностью снял его), да ещё и с таким внушительным и внушающим доверие актёрским составом! У стримингового сервиса Netflix были на руках все карты для того, чтоб выстрелить мини-шедевром: а имя режиссёра и актёров смогло бы привлечь к экранам сотни тысяч новых домохозяйств со всего света. "Оставить мир позади" - достаточно оригинальная и непростая вариация на тему очередного конца света, которая хоть и выдерживает интригу до последнего, но всё же имеет вокруг своей концепции и истории ворох проблем. Так каким же вышел полнометражный дебют Эсмаила? И можно ли сказать, что постановщик успешно ворвался с ноги в сферу полноценного кинопроизводства?
Говоря про "Оставить мир позади", очень сложно первым делом не сказать пару слов про потрясающий визуал: разумеется, вся техническая часть ленты сделана просто на высоте. Стоит увидеть имя создателя в начальных титрах фильма, и всё сразу же встаёт на свои места: режиссура, операторские приёмы, игра с цветокоррекцией, очень мощные мизансцены с символическим расположением актёров, отличный монтаж, планы, пролёты и ракурсы - вся съёмка фильма выполнена настолько искусно, аккуратно и вкусно, что от неё чисто физически невозможно остаться неудовлетворённым. Оно и ясно: того же "Мистера Робота" сегодня любят вспоминать, как пример качественного и проработанного визуала в сфере телесериалов
Однако не следует забывать, что Эсмаил - гений прежде всего даже не технический, а сценарный: только на сей раз он решил не снять собственную оригинальную историю, а адаптировать достаточно популярный роман. По сути своей "Оставить мир позади" - это не только дебют полнометражный для постановщика, но и адаптационный. Действие литературного первоисточника развивались вокруг двух семей, оказавшихся вместе в одном загородном нью-йоркском доме в самый разгар нападения на Соединённые Штаты посредством множественных сильнейших кибератак. Хакерство, вопросы и размышления о смысле существования людей и их тлетворных взаимоотношениях друг между другом, главная героиня, ненавидящая людей, и поначалу отрицающая в них все положительные качества - вполне в стилистике того же "Мистера Робота", не находите? От того и не удивительно, почему Эсмаил решил взяться именно за подобного рода проект
И в плане выдержки интриги и напряжения - постановщик справляется со своими обязанностями на все сто процентов. Лента изо всех пытается захватить внимание своего зрителя, и у неё это получается! Каждую минуту авторы подкидывают нам ворох новых вопросов, новых проблем и опасных ситуаций для персонажей, таким образом, что ты готов высидеть ещё хоть несколько часов перед чёрнозеркальным экраном, лишь бы узнать всю развязку. Так работать с напряжением сегодня может далеко не каждый постановщик. Но, тем не менее, даже этот пункт не спасает "Оставить мир позади" от парочки сухих проблем, о которых я выскажусь чуть ниже
Дело в том, что проблематика фильма раскрывается нам настолько блекло и пресно, что (представьте себе) вся основная развязка "Оставить мир позади" происходит лишь в последних пяти-десяти минутах почти что двух-с-половиной-часовой картины. Эсмаил резко вспоминает про философию собственных персонажей только ближе к третьему акту, в то время, как в первых двух он лишь выдерживает интригу и показывает технически красивую картинку. Только в финале вырисовывается основная идея ленты, которая, если вы смотрели того же "Мистера Робота", покажется невероятно банальной и даже тривиальной для подобного жанра. А ещё не раскрытой от слова совсем, для новых зрителей, не знакомых с предыдущими проектами режиссёра
Помимо многих недожатых мотивов и идей, Эсмаил достаточно посредственно работает со структурой конкретно полнометражного кино: всё-таки сериал - в первую очередь многосерийное шоу, куда можно уместить все третьестепенные сюжетные линии или развилки, а фильм чаще всего ограничен двумя часами мелкого хронометража. Режиссёр явно не привык к такому формату, вследствие чего постарался запихнуть в историю "Оставить мир позади" огромное число крутых метаморфоз героев, фишек и метафор, но практически ни одна из них не получает в ленте должного развития. Так же как и герои, мы, зрители, очень резко приходим к достаточно сумбурному и неутешительному третьему акту, который раскрывает глаза лишь на парочку крупиц реальной истины, косвенные намёки на которую Эсмаил умело разбрасывал в истории на протяжении большей части хронометража картины
Но даже не смотря на недожатую историю и слабый третий акт, "Оставить мир позади" справляется со своей главной задачей: как триллер, лента держит в напряжении до победного, чуть ли не до самых финальных титров, а как остросоциальная драма - пытается (хоть и не всегда удачно) раскрывать зрителям моральные конфликты между персонажами и столкновения меж их мировоззрениями. Не в последнюю очередь этого достоинства удаётся достичь благодаря хорошим актёрским работам: образы простых работяг в исполнениях Джулии Робертс и Итана Хоука качественно противопоставляются с архетипами богатых ценителей искусства, персонажей Майхалы Херролд (которую вы могли недавно наблюдать в шестом сезоне "Чёрного зеркала", а конкретно - в эпизоде "Лох-Генри") и её отца, в исполнении Махершалы Али. Даже Кевин Бейкон, который светится в ленте лишь в парочке сцен, и имеет всего лишь пару минут экранного времени в сценарии, может порадовать своей фирменной харизмой
"Оставить мир позади" - это очень осторожный и аккуратный заход Сэма Эсмаила в мир большого полнометражного кино. Лента берёт многие примочки и визуальные решения из "Мистера Робота", которые идут ей только на пользу, но вместе с этим Эсмаил не слишком уверенно адаптирует достаточно качественную историю оригинального одноимённого романа, забывая по пути последовательно раскрывать главную проблематику сценария, и не дожимая вставленные по ходу мотивы и идеи. В потенциале мог выйти отличный фильм, если даже не больше, но даже в реальном случае от "Оставить мир позади" можно получить удовольствие и хорошие впечатления: фильм держит в напряжении и до последнего выдерживает интригу, чем заставляет закрыть глаза на многие недостатки. Хоть их и невозможно игнорировать уже после просмотра
Плюсы:
- Режиссура Сэма Эсмаила
- Отличная техническая часть
- Актёрские работы
- Выдержка интриги
- Хорошее напряжение
Минусы:
- Недожатые мотивы
- Слабая концовка
- Не до конца раскрытая проблематика ленты
7/10
- Нас больше ничего не вернёт обратно в нормальную жизнь