Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Картины Ренуара воплощали жизнерадостное отношение к жизни

Пьер-Огюст Ренуар (1841 — 1919) - французский живописец.

Автопортрет, 1876. Холст, масло	73,3 × 57,3	Музей Фогга, Кембридж. Пьер-Огюст Ренуар
Автопортрет, 1876. Холст, масло 73,3 × 57,3 Музей Фогга, Кембридж. Пьер-Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Леонара Ренуара, отца художника,	1869.	Холст, масло,	62,2 × 47	Сент-Луисский музей искусств
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Леонара Ренуара, отца художника, 1869. Холст, масло, 62,2 × 47 Сент-Луисский музей искусств

Ренуар родился в семье ремесленников. Его отец, портной, у которого было семеро детей, переехал со своей семьей в Париж около 1845 года. Ренуар продемонстрировал свой дар в раннем возрасте. Быстро распознав его талант, родители в возрасте 13 лет отдали его в ученики на фарфоровую фабрику, где он научился украшать тарелки букетами. Вскоре после этого он начал рисовать веера, а затем тканевые панно на религиозные темы, которые миссионеры вешали в своих церквях. Его мастерство и огромное удовольствие, которое он получал от своей работы, вскоре убедили его в том, что ему следует всерьез заняться живописью. Скопив немного денег, в 1862 году он решил посещать вечерние курсы рисования и анатомии в Школе изящных искусств, а также уроки живописи в студии Шарля Глейра, швейцарского живописца, который был учеником художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра.

Пьер-Огюст Ренуар "Прогулка",	1870	Холст, масло, 	81,3 × 65	Музей Гетти
Пьер-Огюст Ренуар "Прогулка", 1870 Холст, масло, 81,3 × 65 Музей Гетти

Портрет Клода Моне, 1875, холст, масло,	84 × 60,5	Музей д'Орсе. Пьер-Огюст Ренуар
Портрет Клода Моне, 1875, холст, масло, 84 × 60,5 Музей д'Орсе. Пьер-Огюст Ренуар

В начале своей карьеры Ренуар проводил много времени, делая наброски на берегах Сены в Аньере, Аржантее и Шату вместе со своим другом Клодом Моне. Именно во время этих встреч два молодых художника разработали свою знаменитую технику импрессионизма и поэкспериментировали с яркими красками. Во время занятий живописью со светом и водой на открытом воздухе Ренуар и Моне обнаружили, что цвет теней - это не коричневый или черный, а отраженный цвет окружающих их предметов.

Пьер-Огюст Ренуар, "Девушка, читающая книгу"	1874—1876.	Холст, масло,	46,5 × 38,5	 Музей д'Орсе
Пьер-Огюст Ренуар, "Девушка, читающая книгу" 1874—1876. Холст, масло, 46,5 × 38,5 Музей д'Орсе

"Женщина с зонтиком в саду",	1875.	Холст, масло	54,5 × 65	Музей Тиссена-Борнемисы Пьер-Огюст Ренуар
"Женщина с зонтиком в саду", 1875. Холст, масло 54,5 × 65 Музей Тиссена-Борнемисы Пьер-Огюст Ренуар

Ранние работы Ренуара отражали картины реальной жизни, и их темы всегда были приятными и несерьезными. Цитировались слова Ренуара "Почему искусство не должно быть красивым?", "в мире достаточно неприятных вещей". Мастер изображения мимики, Ренуар, как правило, писал юношеские портреты своих коллег, большинство из которых были художниками и писателями.

"Влюблённые	", 1875	Холст, масло	,175 × 130	Национальная галерея в Праге Пьер-Огюст Ренуар
"Влюблённые ", 1875 Холст, масло ,175 × 130 Национальная галерея в Праге Пьер-Огюст Ренуар

"Обнажённая, эффект солнца",	1875-1876. Холст, масло,	81 × 65	Музей д'Орсе              Пьер-Огюст Ренуар
"Обнажённая, эффект солнца", 1875-1876. Холст, масло, 81 × 65 Музей д'Орсе Пьер-Огюст Ренуар

Используя мелкие разноцветные мазки, Ренуар передавал вибрацию атмосферы, эффект искрящейся листвы, сияние кожи молодой женщины на открытом воздухе.

Он был очень вдохновлен рисованием фигур, особенно женских. Великий поклонник женских форм, Ренуар говорил:

"Я никогда не думаю, что закончил обнаженную натуру, пока не почувствую, что могу ее ущипнуть".
Обнажённая, 1876	Холст, масло	92 × 73	Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Пьер-Огюст Ренуар
Обнажённая, 1876 Холст, масло 92 × 73 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Пьер-Огюст Ренуар

Женщина с розой в волосах, 1876	Холст, масло,	35 × 27	Музей Вальрафа-Рихарца Пьер-Огюст Ренуар
Женщина с розой в волосах, 1876 Холст, масло, 35 × 27 Музей Вальрафа-Рихарца Пьер-Огюст Ренуар

Первый выезд	1876—1877	Холст, масло	65 × 49,5	Лондонская Национальная галерея, Пьер-Огюст Ренуар
Первый выезд 1876—1877 Холст, масло 65 × 49,5 Лондонская Национальная галерея, Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар и его друзья-художники упорно стремились создавать картины, пронизанные светом, из которых был исключен черный цвет, но их стремление привело ко многим разочарованиям: их картины, столь отличающиеся от традиционных формул, часто отвергались жюри Салона, и их было чрезвычайно трудно продать.

Ренуар, из-за своего увлечения человеческой фигурой, выделялся среди других художников, которые больше занимались пейзажем. Он получил несколько заказов на портреты и был представлен, благодаря издателю Жоржу Шарпантье, представителям высшего и среднего класса общества, от которых он получал заказы на портреты, в первую очередь женщин и детей.

Откровенность, 	1878.	Холст, масло,	61,5 × 50,5	Музей Оскара Райнхарта, Пьер-Огюст Ренуар
Откровенность, 1878. Холст, масло, 61,5 × 50,5 Музей Оскара Райнхарта, Пьер-Огюст Ренуар

У озера	1879—1880	Холст, масло	47,5 × 56,3	Институт искусств (Чикаго) Пьер-Огюст Ренуар
У озера 1879—1880 Холст, масло 47,5 × 56,3 Институт искусств (Чикаго) Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар овладел умением передавать свои непосредственные зрительные впечатления, и его картины отличались большой жизненностью, подчеркивая радости жизни. Несколько его шедевров относятся к этому периоду: "Ложа" (1874; Театральная ложа), "Танцы в Мулен-де-ла-Галетт" (1876), "Завтрак гребцов" (1880-81) и "Мадам Шарпантье и ее дети" (1878).

Пьер-Огюст Ренуар "Ложа"  Холст, масло, 80 × 63,5   Институт искусства Курто
Пьер-Огюст Ренуар "Ложа" Холст, масло, 80 × 63,5 Институт искусства Курто

Пьер-Огюст Ренуар "Завтрак гребцов", 1880—1881 Холст, масло ,130,2 × 175,6 Коллекция Филлипса
Пьер-Огюст Ренуар "Завтрак гребцов", 1880—1881 Холст, масло ,130,2 × 175,6 Коллекция Филлипса

Пьер-Огюст Ренуар Портрет мадам Шарпантье с детьми, 1878 Холст, масло 153,7 × 190,2 Метрополитен-музей
Пьер-Огюст Ренуар Портрет мадам Шарпантье с детьми, 1878 Холст, масло 153,7 × 190,2 Метрополитен-музей

Пьер Огюст Ренуар  Бал в Мулен-де-ла-Галет, 1876  Холст, масло , 131 × 176  Музей д'Орсе
Пьер Огюст Ренуар Бал в Мулен-де-ла-Галет, 1876 Холст, масло , 131 × 176 Музей д'Орсе

Шарпантье организовал персональную экспозицию работ Ренуара в 1879 году в галерее La Vie Moderne.

В 1881 и 1882 годах Ренуар совершил несколько поездок в Алжир, Италию и Прованс, которые в конечном итоге оказали значительное влияние на его искусство и на его жизнь. Он убедился, что систематического использования импрессионистической техники ему больше недостаточно и что небольшие мазки контрастных цветов, расположенные рядом, не позволяют ему передать атласный эффект кожи. Он также обнаружил, что черный цвет не заслуживал порицания, которое ему придавали его товарищи, и что в некоторых случаях он производил поразительный эффект и придавал большую интенсивность другим цветам. Во время своего путешествия в Италию он открыл для себя Рафаэля и отличительные черты классицизма: красоту рисунка, чистоту четких линий, определяющих форму, и выразительную силу плавной живописи, когда она используется для усиления гибкости и моделировки тела.

Розовое и голубое (Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер)	1881	Холст, масло	119 × 74	Художественный музей Сан-Паулу,, Пьер-Огюст Ренуар
Розовое и голубое (Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер) 1881 Холст, масло 119 × 74 Художественный музей Сан-Паулу,, Пьер-Огюст Ренуар

Белокурая купальщица,	1881	Холст, масло	81,8 × 65,7,	Институт искусств Кларков,  Пьер-Огюст Ренуар
Белокурая купальщица, 1881 Холст, масло 81,8 × 65,7, Институт искусств Кларков, Пьер-Огюст Ренуар

"Букет хризантем", 1881 Холст, масло, 66 × 55,6 Метрополитен-музей Пьер-Огюст Ренуар
"Букет хризантем", 1881 Холст, масло, 66 × 55,6 Метрополитен-музей Пьер-Огюст Ренуар

Две сестры (На террасе)	1881	Холст, масло	100,5 × 81	Институт искусств (Чикаго)Пьер-Огюст Ренуар
Две сестры (На террасе) 1881 Холст, масло 100,5 × 81 Институт искусств (Чикаго)Пьер-Огюст Ренуар

Девушка с веером,	1881	Холст, масло,	65 × 50	Государственный Эрмитаж Пьер-Огюст Ренуар
Девушка с веером, 1881 Холст, масло, 65 × 50 Государственный Эрмитаж Пьер-Огюст Ренуар

Все эти откровения были настолько сильными и неожиданными, что спровоцировали творческий кризис, у него возникло искушение порвать с импрессионизмом, в котором он начал сомневаться. Он чувствовал, что до сих пор ошибался, стремясь к эфемерному в искусстве.

Большинство его работ, выполненных с 1883 по 1884 год, настолько отмечены новой дисциплиной, что искусствоведы сгруппировали их под названием “период Энгра” (чтобы подчеркнуть их смутное сходство с техникой Энгра) или “суровый”, или “сухой” период. Однако эксперименты Ренуара с импрессионизмом не пропали даром, поскольку он сохранил яркую палитру. Тем не менее в картинах этого периода, таких как "Зонтики" (1881-86) и многих изображениях купальщиц, Ренуар подчеркивал объем, форму, контуры и линию, а не цвет и мазок кисти.

Пьер Огюст Ренуар "Зонтики". 1881—1886 Холст, масло. 180 × 115 см Национальная галерея, Лондон
Пьер Огюст Ренуар "Зонтики". 1881—1886 Холст, масло. 180 × 115 см Национальная галерея, Лондон

 У моря. 1883. Холст, масло. 92 x 72 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США Ренуар Пьер Огюст
У моря. 1883. Холст, масло. 92 x 72 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США Ренуар Пьер Огюст

Танец за городом (Алина Шариго и Поль Лот). 1883. Холст, масло. 180 x 90 см Музей д'Орсе, Париж, Франция Ренуар Пьер Огюст
Танец за городом (Алина Шариго и Поль Лот). 1883. Холст, масло. 180 x 90 см Музей д'Орсе, Париж, Франция Ренуар Пьер Огюст

Большие купальщицы. 1884-1887 Холст, масло. 115 x 170 см Музей искусств, Филадельфия, США Ренуар Пьер Огюст
Большие купальщицы. 1884-1887 Холст, масло. 115 x 170 см Музей искусств, Филадельфия, США Ренуар Пьер Огюст

Причесывающаяся женщина. 1887 Холст, масло. 65 x 54 см Государственный Эрмитаж, С.-Петербург Ренуар Пьер Огюст
Причесывающаяся женщина. 1887 Холст, масло. 65 x 54 см Государственный Эрмитаж, С.-Петербург Ренуар Пьер Огюст

Такое отношение к импрессионизму сохранилось примерно до 1890 года. Затем он совершил несколько поездок на юг Франции: Экс-ан-Прованс, Марсель и Мартиг. Южная Франция предлагала ему сцены, изобилующие красками и чувственностью. Кажущаяся радостной непосредственность природы вызвала у него желание отойти от своей новообретенной приверженности классицизму. Находясь на юге Франции, он вновь обрел свежесть своего искусства.

Две девушки, читающие в саду. Около 1890 Холст, масло. Частное собрание Ренуар Пьер Огюст
Две девушки, читающие в саду. Около 1890 Холст, масло. Частное собрание Ренуар Пьер Огюст

Купальщица. 1891 Холст, масло. 80 x 65 см Мемориальный музей современного искусства Кавамура, Сакура, префектура Тиба, ЯпонияРенуар Пьер Огюст
Купальщица. 1891 Холст, масло. 80 x 65 см Мемориальный музей современного искусства Кавамура, Сакура, префектура Тиба, ЯпонияРенуар Пьер Огюст

Девушки за фортепиано. 1892 Холст, масло. 111 x 86 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США Ренуар Пьер Огюст
Девушки за фортепиано. 1892 Холст, масло. 111 x 86 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США Ренуар Пьер Огюст

Его финансовое положение заметно улучшилось. Выставка, организованная для него в 1892 году дилером Полем Дюран-Рюэлем, имела большой успех. Будущее Ренуара было обеспечено.

Первый приступ ревматизма у Ренуара случился в 1894 году, и по мере того, как приступы становились все более частыми, он проводил все больше времени на юге Франции, где климат был лучше для его здоровья. Около 1899 года он нашел убежище в маленькой деревушке Кань; в 1907 году он поселился там навсегда, купив поместье Ле Коллетт, где и провел остаток своей жизни. В 1910 году он больше не мог ходить. Хотя его немощь становилась все более и более сковывающей, Ренуар никогда не переставал рисовать; когда его пальцы перестали быть гибкими, он продолжил, привязав кисть к руке.

Женщина с ребенком. 1894Холст, масло. 41 x 32 смНациональная галерея Шотландии, Эдинбург, ВеликобританияРенуар Пьер Огюст
Женщина с ребенком. 1894Холст, масло. 41 x 32 смНациональная галерея Шотландии, Эдинбург, ВеликобританияРенуар Пьер Огюст

Ребенок с игрушками (Габриэль и Жан). 1895-1896Холст, масло. 54 x 65 смНациональная галерея искусств, Вашингтон, Ренуар Пьер Огюст
Ребенок с игрушками (Габриэль и Жан). 1895-1896Холст, масло. 54 x 65 смНациональная галерея искусств, Вашингтон, Ренуар Пьер Огюст

Семья Ренуара. 1896Холст, масло. 173 x 140 смХудожественный музей Фонда Барнса, Мерион, Пенсильвания, СШАРенуар Пьер Огюст
Семья Ренуара. 1896Холст, масло. 173 x 140 смХудожественный музей Фонда Барнса, Мерион, Пенсильвания, СШАРенуар Пьер Огюст

Спящая. 1897Холст, масло. 82 x 66 смСобрания Оскара Рейнхарда, Винтертур, ШвейцарияРенуар Пьер Огюст
Спящая. 1897Холст, масло. 82 x 66 смСобрания Оскара Рейнхарда, Винтертур, ШвейцарияРенуар Пьер Огюст

Розы в вазе. Около 1910-1917Холст, масло. 61 x 50 см    Государственный Эрмитаж, С.-Петербург  Ренуар Пьер Огюст
Розы в вазе. Около 1910-1917Холст, масло. 61 x 50 см Государственный Эрмитаж, С.-Петербург Ренуар Пьер Огюст

Габриэль со шкатулкой украшений. Около 1910   Холст, масло. 81 x 65 см Частное собрание    Ренуар Пьер Огюст
Габриэль со шкатулкой украшений. Около 1910 Холст, масло. 81 x 65 см Частное собрание Ренуар Пьер Огюст

Несмотря на его несчастье, картины Ренуара в этот период все еще воплощали жизнерадостное отношение к жизни. Его темы стали более личными, сосредоточившись на портретах его жены, его детей и Габриэль, его горничной, которая часто также позировала для его картин обнаженной. Его натюрморты были составлены из цветов и фруктов из его собственного сада, а пейзажи — из тех, что окружали его. Обнаженная натура, особенно, отражает безмятежность, которую он находил в своих работах. Примерами этого периода являются "Семья художника" (1896) и "Спящая" (около 1897).

Автопортрет. 1910 Холст, масло. 45 x 38 см  Галерея Даниэля Маленга, Париж, Франция    Ренуар Пьер Огюст 1841 - 1919
Автопортрет. 1910 Холст, масло. 45 x 38 см Галерея Даниэля Маленга, Париж, Франция Ренуар Пьер Огюст 1841 - 1919

Жена Ренуара, Алина Шариго умерла в 1915 году после возвращения из Жерармера, куда она поехала навестить их сына Жана, который был тяжело ранен на войне и которому предстояло стать известным кинорежиссером. Ренуар пережил свою жену на четыре года. За несколько месяцев до своей смерти он смог съездить в Париж, чтобы увидеть свой портрет мадам Шарпантье, который недавно был приобретен государством. По этому случаю несколько друзей в последний раз прокатили его по Лувру, чтобы посмотреть шедевры, которые он почитал на протяжении всей своей жизни.

Источники: список картин https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FList_of_paintings_by_Pierre-Auguste_Renoir

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.