Пьер-Огюст Ренуар (1841 — 1919) - французский живописец.
Ренуар родился в семье ремесленников. Его отец, портной, у которого было семеро детей, переехал со своей семьей в Париж около 1845 года. Ренуар продемонстрировал свой дар в раннем возрасте. Быстро распознав его талант, родители в возрасте 13 лет отдали его в ученики на фарфоровую фабрику, где он научился украшать тарелки букетами. Вскоре после этого он начал рисовать веера, а затем тканевые панно на религиозные темы, которые миссионеры вешали в своих церквях. Его мастерство и огромное удовольствие, которое он получал от своей работы, вскоре убедили его в том, что ему следует всерьез заняться живописью. Скопив немного денег, в 1862 году он решил посещать вечерние курсы рисования и анатомии в Школе изящных искусств, а также уроки живописи в студии Шарля Глейра, швейцарского живописца, который был учеником художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра.
В начале своей карьеры Ренуар проводил много времени, делая наброски на берегах Сены в Аньере, Аржантее и Шату вместе со своим другом Клодом Моне. Именно во время этих встреч два молодых художника разработали свою знаменитую технику импрессионизма и поэкспериментировали с яркими красками. Во время занятий живописью со светом и водой на открытом воздухе Ренуар и Моне обнаружили, что цвет теней - это не коричневый или черный, а отраженный цвет окружающих их предметов.
Ранние работы Ренуара отражали картины реальной жизни, и их темы всегда были приятными и несерьезными. Цитировались слова Ренуара "Почему искусство не должно быть красивым?", "в мире достаточно неприятных вещей". Мастер изображения мимики, Ренуар, как правило, писал юношеские портреты своих коллег, большинство из которых были художниками и писателями.
Используя мелкие разноцветные мазки, Ренуар передавал вибрацию атмосферы, эффект искрящейся листвы, сияние кожи молодой женщины на открытом воздухе.
Он был очень вдохновлен рисованием фигур, особенно женских. Великий поклонник женских форм, Ренуар говорил:
"Я никогда не думаю, что закончил обнаженную натуру, пока не почувствую, что могу ее ущипнуть".
Ренуар и его друзья-художники упорно стремились создавать картины, пронизанные светом, из которых был исключен черный цвет, но их стремление привело ко многим разочарованиям: их картины, столь отличающиеся от традиционных формул, часто отвергались жюри Салона, и их было чрезвычайно трудно продать.
Ренуар, из-за своего увлечения человеческой фигурой, выделялся среди других художников, которые больше занимались пейзажем. Он получил несколько заказов на портреты и был представлен, благодаря издателю Жоржу Шарпантье, представителям высшего и среднего класса общества, от которых он получал заказы на портреты, в первую очередь женщин и детей.
Ренуар овладел умением передавать свои непосредственные зрительные впечатления, и его картины отличались большой жизненностью, подчеркивая радости жизни. Несколько его шедевров относятся к этому периоду: "Ложа" (1874; Театральная ложа), "Танцы в Мулен-де-ла-Галетт" (1876), "Завтрак гребцов" (1880-81) и "Мадам Шарпантье и ее дети" (1878).
Шарпантье организовал персональную экспозицию работ Ренуара в 1879 году в галерее La Vie Moderne.
В 1881 и 1882 годах Ренуар совершил несколько поездок в Алжир, Италию и Прованс, которые в конечном итоге оказали значительное влияние на его искусство и на его жизнь. Он убедился, что систематического использования импрессионистической техники ему больше недостаточно и что небольшие мазки контрастных цветов, расположенные рядом, не позволяют ему передать атласный эффект кожи. Он также обнаружил, что черный цвет не заслуживал порицания, которое ему придавали его товарищи, и что в некоторых случаях он производил поразительный эффект и придавал большую интенсивность другим цветам. Во время своего путешествия в Италию он открыл для себя Рафаэля и отличительные черты классицизма: красоту рисунка, чистоту четких линий, определяющих форму, и выразительную силу плавной живописи, когда она используется для усиления гибкости и моделировки тела.
Все эти откровения были настолько сильными и неожиданными, что спровоцировали творческий кризис, у него возникло искушение порвать с импрессионизмом, в котором он начал сомневаться. Он чувствовал, что до сих пор ошибался, стремясь к эфемерному в искусстве.
Большинство его работ, выполненных с 1883 по 1884 год, настолько отмечены новой дисциплиной, что искусствоведы сгруппировали их под названием “период Энгра” (чтобы подчеркнуть их смутное сходство с техникой Энгра) или “суровый”, или “сухой” период. Однако эксперименты Ренуара с импрессионизмом не пропали даром, поскольку он сохранил яркую палитру. Тем не менее в картинах этого периода, таких как "Зонтики" (1881-86) и многих изображениях купальщиц, Ренуар подчеркивал объем, форму, контуры и линию, а не цвет и мазок кисти.
Такое отношение к импрессионизму сохранилось примерно до 1890 года. Затем он совершил несколько поездок на юг Франции: Экс-ан-Прованс, Марсель и Мартиг. Южная Франция предлагала ему сцены, изобилующие красками и чувственностью. Кажущаяся радостной непосредственность природы вызвала у него желание отойти от своей новообретенной приверженности классицизму. Находясь на юге Франции, он вновь обрел свежесть своего искусства.
Его финансовое положение заметно улучшилось. Выставка, организованная для него в 1892 году дилером Полем Дюран-Рюэлем, имела большой успех. Будущее Ренуара было обеспечено.
Первый приступ ревматизма у Ренуара случился в 1894 году, и по мере того, как приступы становились все более частыми, он проводил все больше времени на юге Франции, где климат был лучше для его здоровья. Около 1899 года он нашел убежище в маленькой деревушке Кань; в 1907 году он поселился там навсегда, купив поместье Ле Коллетт, где и провел остаток своей жизни. В 1910 году он больше не мог ходить. Хотя его немощь становилась все более и более сковывающей, Ренуар никогда не переставал рисовать; когда его пальцы перестали быть гибкими, он продолжил, привязав кисть к руке.
Несмотря на его несчастье, картины Ренуара в этот период все еще воплощали жизнерадостное отношение к жизни. Его темы стали более личными, сосредоточившись на портретах его жены, его детей и Габриэль, его горничной, которая часто также позировала для его картин обнаженной. Его натюрморты были составлены из цветов и фруктов из его собственного сада, а пейзажи — из тех, что окружали его. Обнаженная натура, особенно, отражает безмятежность, которую он находил в своих работах. Примерами этого периода являются "Семья художника" (1896) и "Спящая" (около 1897).
Жена Ренуара, Алина Шариго умерла в 1915 году после возвращения из Жерармера, куда она поехала навестить их сына Жана, который был тяжело ранен на войне и которому предстояло стать известным кинорежиссером. Ренуар пережил свою жену на четыре года. За несколько месяцев до своей смерти он смог съездить в Париж, чтобы увидеть свой портрет мадам Шарпантье, который недавно был приобретен государством. По этому случаю несколько друзей в последний раз прокатили его по Лувру, чтобы посмотреть шедевры, которые он почитал на протяжении всей своей жизни.
Источники: список картин https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FList_of_paintings_by_Pierre-Auguste_Renoir
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.