Найти тему

Что же такое "безопасность пациента"?

Как перестать обвинять во всем медицинских работников и начать думать о пациентах?


С момента публикации Институтом Медицины (IOM, США) отчета
«To Err Is Human», прошло 24 года. Вызванная этим отчетом сенсация в профессиональных сообществах послужила стартовым толчком к развитию глобального движения за безопасность пациентов в современном его виде. Крайне интересным фактом является почему именно этот отчет произвел такой фурор, хотя IOM к тому моменту уже опубликовал немалое количество работ в данной сфере. Причиной тому стали поистине шокирующие цифры смертей от ошибок, связанных с оказанием медицинской помощи,- 98 000 пациентов в год (США). Для сравнения это в 7 раз больше ежегодной смертности в результате ДТП в России или в 2 раза больше, чем гибнет в США от огнестрельного оружия. И это данные государства с вполне развитой и богато финансируемой системой здравоохранения, что же мы увидим в развивающихся государствах?

Легендарный отчет Института Медицины США "Человеку свойственно ошибаться. Построение безопасной системы здравоохранения", 2000 г.
Легендарный отчет Института Медицины США "Человеку свойственно ошибаться. Построение безопасной системы здравоохранения", 2000 г.

Слова «не навреди», традиционно предписываемые Гиппократу, трансформировались с течением времени в непреложное требование при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Безопасность пациентов включает в себя различные меры, направленные на предотвращение ошибок в лечении, снижение риска инфекций, обеспечение правильного применения лекарств, улучшение коммуникации в медицинском сообществе и обеспечение безопасных процедур в различных медицинских контекстах, таких как хирургия, лечение в стационаре, амбулаторные процедуры и т.д.

Приведем конкретный пример, чтобы убрать налет абстрактности данного понятия.

Пациент 60 лет перенес операцию аортокоронарного шунтирования и находится в отделении реанимации в раннем послеоперационном периоде. На следующий день, после обеда, когда планировался перевод пациента в палатное отделение, у пациента отмечены генерализованные судороги. Было проведено обследование, взяты анализы крови, выполнена компьютерная томография головного мозга. В полученных результатах биохимического анализа крови не обнаруживалась глюкоза. Повторный анализ как капиллярной пробы, так и цельной крови показал такие же экстремально низкие значения. Несмотря на всю проводимую далее терапию гипогликемической комы, повреждение головного мозга у пациента было необратимым и из комы он уже никогда не вышел.

В ходе расследования установлено, что на посту реанимационной медсестры рядом находились флаконы гепарина (используется для разжижения крови и промывки катетеров с целью обеспечения их проходимости) и инсулина (препарат, снижающий глюкозу крови). Эти флаконы были похожего размера и дизайна. Медсестра перепутала данные препараты.

Похожие флаконы инсулина и гепарина на столике в отделении реанимации
Похожие флаконы инсулина и гепарина на столике в отделении реанимации

Реакция на произошедшее может быть очень разной, в том числе и среди представителей администрации медицинского учреждения. Для России и стран СНГ традиционными до сих пор остаются действия в стиле "репрессивного менеджмента". Принцип его прост: каждая ошибка, проблема, несоответствие, авария и т.п. должны быть персонифицированы, т.е. должно быть определено то или иное лицо, которое ответственно за область деятельности, где возникло нежелательное явление. Лица должны быть установлены и наказаны. Желательно, чтобы все это было сделано без лишней огласки, в узком кругу действующих лиц и уж точно без ненужного общественного обсуждения!

Соглашаться или нет с таким стилем управления- индивидуальное решение каждого из нас. По моему мнению, переход к гуманистическому менеджменту и системному мышлению, при которых предполагается анализ первопричин и глубокое реформирование самой системы, а не ее отдельных компонентов, выглядит более современным и перспективным. В большинстве ошибок и потенциально обратимых инцидентов в медицине виноваты не отдельные лица, а целая система.

Представим, что мы с вами организовали в нашей больнице заседание комитета по безопасности с целью провести анализ коренной причины данного инцидента. Мы хорошо осведомлены о принципах безопасной медицинской помощи, нас не устраивают "простые объяснения" (медсестра перепутала флаконы - вот так это и произошло), мы хотим развивать нашу больницу. Мы обязательно пригласим всех действующих лиц для "рассказа своих историй", пригласим других медицинских сестер отделения реанимации, которые не были задействованы в инциденте, но смогут помочь нам глубже разобраться в специфике их работы, по результатам заседания мы разработаем план корректирующих мероприятий и будем в процессе его реализации поддерживать тесную связь со всеми участниками процесса.

Звучит непросто? Но именно так нам и стоит поступить.
Наша цель не обвинить во всем произошедшем медицинскую сестру, а предотвратить возникновение такой ситуации в будущем!

Факторы, которые мы выделили после общения с медицинской сестрой:

  • Продолжительность рабочей смены 24 часа.
  • Медицинская сестра систематически перерабатывает, вместо положенных 7 суток в месяц она работает 11-12.
  • Промежуток между последними рабочими сменами составил всего лишь 24 часа ("сутки через сутки" - нередкий график для российских медицинских работников)
  • Живет в городе за 150 км от ее места работы, чтобы добраться до работы тратит много времени, часто адекватно не высыпается перед сутками
  • За минуту до инъекции инсулина медсестре позвонила по внутреннему телефону старшая медицинская сестра и в жесткой форме отчитала за опечатку в журнале списания дорогостоящих лекарственных средств
  • Психоэмоциональный статус медсестры можно охарактеризовать как напряженный, находящийся под воздействием хронических стрессовых факторов, на этом фоне действия медсестры описываются как пассивные и заторможенные.

    Факторы, связанные с медицинской организацией:
  • Отсутствует стратегический план развития в сфере повышения безопасности пациентов
  • Отсутствует система маркировки лекарственных средств в зависимости от опасности их потенциального неправильного применения
  • Отсутствует разметка рабочего пространства, нет четко соблюдаемых мест для хранения того или иного лекарственного средства, часто при интенсивной работе на рабочих постах в реанимации образуется беспорядок
  • Не предпринималась попытка приобретения раствора гепарина или инсулина в других флаконах (не похожих друг на друга)

Пользуясь словами классика скажу, что не все так однозначно. Первобытное желание обвинить во всем медицинскую сестру приведет к тому, что такая ошибка обязательно повторится. Медицина по многим процессам напоминает другие сферы, в том числе и промышленность, конвейерное производство. Только стандартизация, системные меры профилактики могут уменьшить количество бракованных деталей. Не сочтите за вульгарность, но все это касается и нашего случая.

Фантазировать, что медицинские сестры в реалиях российского здравоохранения начнут работать более короткими сменами (8 или 12 часов, например) или прекратят систематически перерабатывать, мы не будем. На ситуацию надо смотреть реально- дефицит сестринских кадров колоссальный, даже в Москве. Можно ли было просто закрепить разные места хранения как гепарина, так и инсулина? Можно ли было применить маркировку особо опасных лекарственных средств? Это простые и дешевые методы, с которых и стоит начинать тем клиникам, которые пока что не готовы перенимать более прогрессивные практики в сфере безопасности. Самое важное-осознать наличие проблемы!

"Безопасность пациентов" для нашей страны является относительно новым и недостаточно изученным направлением здравоохранения. На страницах моего Дзена я с удовольствием продолжу знакомить вас с принципами безопасной медицинской помощи, эффективного менеджмента, психологией медицинских работников, вопросами качества медицинских услуг. Подписывайтесь!

_____________________________________________________________________
Врач-анестезиолог-реаниматолог, DESA
Давид Иосифович В.
Копирование материалов без разрешения автора запрещено ©