— Я строю из себя другого, не такого, какой я на самом деле! Я строю из себя веселого, счастливого, при этом я чувствую, что я в центре внимания, я интересен другим людям.
Когда же я являюсь самим собой, я неинтересный, ненужный, какой-то сутулый, мой взгляд направлен вниз, я боюсь слово сказать, возразить. Возникает образ мальчика 11 лет. Он только что поменял школу, расстался с друзьями и вынужден заново знакомиться с новыми одноклассниками.
Кстати, меня сразу приняли в классе очень хорошо, считали меня крутым, потому что я приехал из Москвы. А в Москве якобы школы круче, жизнь лучше, значит я тоже круче других. Мне понравилось их отношение ко мне, я стал крутым парнем, но как будто отказался от себя.
— Интересно, а когда ты был в прошлой школе, ты был самим собой?
— Нет, я тоже строил из себя кого-то более активного, общительного, веселого. Вообще, в начальной школе я очень много дрался и всегда проигрывал. Однажды даже группа мальчишек сделала меня своим «рабом», я должен был выполнять их мелкие поручения, если я отказывался, они стреляли в меня пульками из пистолета. Это было больно и унизительно.
— А ты мог рассказать об этом папе, чтобы он тебя защитил или научил, как защищаться?
— Нет, конечно. В этом случае я становлюсь слабаком, который не может за себя постоять.
— Мне кажется, в этом случае не зазорно быть слабаком, если ты реально не можешь за себя постоять и нуждаешься в помощи и поддержке взрослого.
— Всё дело в том, что папа мог за себя постоять. Мне с самого детства рассказывали, каким замечательным, сильным, самостоятельным, взрослым был мой папа в мои годы: он уже в 8 лет копал картошку, готовил себе еду, мыл окна, учился. А я всего этого делать не хотел.
— Ну, хорошо, давай станем твоим папой в его 8 лет лет и спросим, а хотел ли он всё это делать?
— Нет, не хотел, но он не мог не делать. Его мама умерла, его отец всё время работал, мальчику нужно было становиться взрослым и самостоятельным.
— Другими словами, папа стал самостоятельным не от легкой жизни. Получается, что кто-то хочет, чтобы твоя жизнь тоже была трудной и полной проблем и лишений? Кто постоянно сравнивает тебя с твоим папой?
— Мама и обе бабушки. Они не хотят, чтобы у меня была трудная жизнь. Они бояться, что если я не буду похожим на папу, я стану никудышным и ни на что неспособным.
— А в связи с чем они так думают? Они не доверяют тебе, твоей природе, твоим способностям?
— Мне кажется, они не доверяют себе, они не знают, как иначе можно воспитать ребенка, они видят хороший пример перед глазами и стремятся сделать из меня такого же человека.
— Ясно! А к какому выводу в итоге приходит мальчик с самого детства?
— Нужно быть как папа, чтобы добиться успеха, если я отличаюсь от папы, то я - непутевый, из меня ничего доброго не выйдет! От этого опускаются руки: я не хочу быть как папа, а быть собой мне просто страшно и скучно!
— Давай посмотрим, что своего ты утратил, от чего отказался, когда принял эту установку от мамы и бабушек и на его основе свое детское решение?
— Я отказался от самостоятельности и уверенности в себе!
Друзья, мне захотелось показать вам отрывок из сессии, в котором ярко проиллюстрированы благие намерения родителей сделать из своего сына человека без учета интересов, способностей, внутренней природы самого ребенка. А в итоге ребенок получил предписание: «Не будь собой!» и ощущение полной ничтожности в придачу. И как следствие, малыш в самого детства транслирует свою непутевость в мир, получая в ответ отвержение.
Если вы чувствуете, что вы строите из себя кого-то, кем не являетесь, записывайтесь на консультацию, будем возвращать вам самого себя!
клиент дал разрешение на публикацию случая
Автор: Бутузова Юлия Александровна
Психолог, Онлайн-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru