Найти в Дзене
ДистиЛёша

НЕШУТОЧНАЯ ИСТОРИЯ МОЛОДОГО ФРАНЦУЗА, КОТОРЫЙ РАНЬШЕ ВСЕХ В БРИТАНИЮ ПРИПЛЫЛ, ДА ТАМ И ОСТАЛСЯ

«Коньяк мы подарили миру, а арманьяк оставили себе», говорят французы, как будто намекая, что коньяк им больше не принадлежит, поскольку он стал достоянием человечества (по крайней мере той его части, которая может его себе позволить), а вот арманьяк остаётся предметом их особой национальной гордости. «В этом изречении больше иронии, чем правды», скажете вы, ведь «нет более французского напитка, чем коньяк», и это не просто категоричное заявление тех, кто не готов идти на компромиссы и потому даже в обиходе отказывается называть «коньяком» виноградный бренди других стран. Давайте разбираться, весь ли коньяк действительно, на 100% французский, и какие существуют обстоятельства, которые могли бы скорректировать наше видение ситуации.

Что ж, у категоричной позиции «коньяк – это только Франция!» есть веские основания, ведь он является одним из тех продуктов, происхождение которых контролируется французским министерством сельского хозяйства. Это министерство выдаёт свой сертификат AOC (фр. Appellation d’origine contrôlée, что в переводе означает «контролируемое наименование по месту происхождения») только тем продуктам, которые соответствуют целому ряду критериев.

Аппеласьоны коньяка
Аппеласьоны коньяка

Чтобы разместить на этикетке надпись «коньяк», производитель должен гарантировать, что используемый им виноград произрастает на определённой территории (два департамента и несколько селений из ещё двух); это виноград утверждённых сортов (Уни Блан, Фоль Бланш, Коломбар, Семийон, некоторые другие); виноград был собран и дистиллирован в установленное законом время года (срок окончания дистилляции – 31 марта); и что особенно важно, подвергнут двойной дистилляции на аламбиках шарантского типа. Наконец, выдержка данного дистиллята должна протекать в бочках из лимузенского «каменного» дуба или/и тронсёйского «черешчатого» дуба; срок этой выдержки должен составлять не менее двух лет.

Список этих критериев можно продолжить, но давайте остановимся на последнем из упомянутых: спирты должны быть выдержаны не менее двух лет, чтобы именоваться коньячными. Означает ли это, что дальнейшая судьба этих спиртов никак не регламентируется – со всеми вытекающими последствиями? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к действующему законодательству и выясняли, что в Постановлении французского правительства №2015-10, принятом 7 января 2015 года, обязательный розлив коньяка по бутылкам внутри апелласьона не предусмотрен. Получается, по истечении срока выдержки в два года, коньяк может отправиться в любою точку земного шара, где его выдержка может быть либо продолжена, либо он может быть разлит по бутылкам на этой новой локации. Важно, что строгие требования к бутылированию коньяка за пределами апелласьона (требования к составу, перечь возможных добавок) остаются в силе, однако, чтобы именоваться коньяком, этому выдержанному два года дистилляту не обязательно даже возвращаться на родину – во Францию.

-2

Существует ли феномен такого коньяка или это всего лишь наши домыслы, поиск «лазеек» во французском законодательстве, тогда как на практике нет никакого смысла посылать коньяк в путешествие по миру после двухгодичного созревания? Ещё как существует, и называется он Early Landed Cognac (в русском языке придерживаются варианта перевода «коньяк молодой закладки», что в целом объяснимо, поскольку подразумевается, что после двух лет он будет выдерживаться более продолжительный срок на новом месте). Не трудно также догадаться, что главным направлением для путешествий таких «молодых французов» были именно Британские острова. В XIX столетии, продавать бочки английским негоциантам, которые затем сами определяли их судьбу – выдерживали далее или сразу разливали по бутылкам и маркировали их – было весьма распространённой практикой. Подобным образом эти торговцы обращались и с креплёными винами, прежде всего, портвейном и хересом, с чем связан феномен появления, например, такой категории портвейнов как Late Bottled Vintage, то есть «винтажный портвейн позднего розлива».

-3

История этих портвейнов поможет нам не только воссоздать полную маркировку коньяков, которые в раннем возрасте покинули «родные пенаты» и состоялись как личности уже «на чужбине», но и постичь её смысл. Зовутся они Early Landed, Late Bottled, поскольку раньше других высадились с кораблей в Плимуте, Портсмуте или Бристоле, но многим позже своих коллег-сверстников оказались на полках английских бакалей. Со временем, некогда многочисленная популяция таких коньяков сошла на нет, поскольку, что уж говорить, негоцианты частенько грешили недобросовестным, а порой и откровенно мошенническим подходом к делу. Пороки человеческой натуры привели к тому, что на британском рынке выросло количество подделок с маркировкой «коньяк». На деле, это были либо виноградные дистилляты, которые никогда не дышали воздухом сертифицированных погребов в г. Коньяк, либо это был подлинный коньяк, но разбавленный с нарушениями, в целях увеличения партии бутылок и, соответственно, прибыли торговцев.

Источник: https://alkoinfo.net/
Источник: https://alkoinfo.net/

Итак, репутация французского коньяка оказалась дороже сиюминутной прибыли, и практика покупки билетов в один конец «молодым французам» была свёрнута. Создание в 1946 г. такой организации как BNIC (фр. Bureau National Interprofessionnel du Cognac, в переводе «Национальное межпрофессиональное бюро коньяков») привело к ужесточению контроля в том числе за «коньяками молодой закладки» и усложнило проведение операций с ними до такой степени, что к 1964 г. осталось лишь три французских коньячных дома, которые продолжали отправку своих «посланников» на Британские острова. Исключение было сделано для Croizet-Eymard, Delamain и Hine, поскольку только они могли предоставить гарантии, что в пункте назначения с их продукцией не совершают никаких запрещённых манипуляций. Более того, их коньяки часто возвращались из своих «командировок» в Британию на родину и разливались по бутылкам внутри апелласьона, под неусыпным контролем BNIC.

-5

В 1980-е годы, законодательство в отношении таких коньяков было вновь смягчено, поэтому даже сейчас, в XXI веке, всё ещё существуют несколько небезынтересных экземпляров, которые можно отнести к категории Early Landed, Late Bottled Cognac, например Hine XO Aged 10 Years (https://anatoly-tokarev.livejournal.com/56642.html) Напишите в комментариях, каково ваше отношение к этому феномену в целом, можно ли такой коньяк считать «французским» или всё же он «был подарен миру», а конкретнее, англичанам, поскольку большую часть своего созревания, а значит и жизни, он провёл на Туманном Альбионе? Интересно также, какие преимущества и недостатки могут быть у такого коньяка с точки зрения вкусоароматики, ведь, как известно, коньяк – это продукт местности, где он был создан и выдержан!

Источник вдохновения: https://cognacreverie.com/the-peculiar-case-of-early-landed-cognac/

Автор статьи:
Ян Моисеенко
Ян Моисеенко