Найти тему
BFM.ru

Минтранс разработал поправки об определении средней скорости

   Вячеслав Палес/Фотобанк Лори
Вячеслав Палес/Фотобанк Лори

Минтранс подготовил поправки, определяющие понятие «средней скорости». Их еще предстоит утвердить для изменений в Правила дорожного движения, а затем внести в КоАП, чтобы водителей можно было штрафовать за превышение «средней скорости». Проект уже поддержали регионы и Минэкономики, пишет газета «Коммерсантъ».

Под средней скоростью Минтранс понимает «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Споры вокруг нужды в штрафах за превышение средней скорости идут давно, были даже проведены эксперименты, однако суды потом отменяли подобные штрафы, указывая, что такого понятия в законах и правилах просто нет. Путь к принятию будет долгим, говорит автоюрист Сергей Смирнов:

Сергей Смирнов автоюрист «Начнем с того, что само по себе понятие средней скорости действительно отсутствует в Правилах дорожного движения, это с одной стороны. С другой стороны, желание Минтранса, МВД все-таки включить такой состав правонарушения в Кодекс об административных правонарушениях и, соответственно, внести все необходимые поправки в Правила дорожного движения. Оно понятно с точки зрения безопасности. Если водители знают, где стоит знак, действительно, это тот самый эффект кенгуру, когда они притормаживают перед автоматической камерой, только ее проезжают и тут же разгоняются. То есть смысл в такой камере через какое-то время нивелируется. Конечно, с точки зрения безопасности было бы неплохо, если бы водители, зная, что здесь ограничения, что здесь работает камера, например на всем протяжении, условно, населенного пункта, нет никаких съездов и выездов, и одна машина была зафиксирована на начале участка и потом на конце участка, высчитывается средняя скорость. Это несложно, все это делается математически, и камеры к этому давно уже готовы, и в экспериментальном режиме уже несколько лет назад водителей начали наказывать, хотя суды, вышестоящие инстанции, конечно, обратили внимание на то, что это незаконно. Теперь что касается поправок, мало будет внести поправки только в Правила дорожного движения и в Кодекс об административных правонарушениях, нужно еще более глубоко прорабатывать изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в само определение правонарушения. Потому как по действующим на сегодняшний момент нормам, чтобы зафиксировать правонарушение, должно быть четкое время, место и дата».

Против поправок про среднюю скорость выступает автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. По его мнению, это лишь приведет к большему числу штрафов.

— Пока это только законопроект, который еще даже не внесен. Поэтому в каком видео он будет принят в окончательном варианте и вообще вступит ли в силу, не знает никто. Сама идея новой формы фиксации нового вида нарушения, конечно, тревожная, потому что позволит увеличить количество штрафов. Ничего хорошего я в этом не вижу, потому что необходимо вносить много изменений, кроме того, опять же, получается, что не конкретизируется место нарушения, где конкретно водитель нарушил, в каком месте была превышена скорость, непонятно. А определение места нарушения — это один из фактов, которые необходимо выяснять при вынесении постановления. Да, можно взять и написать в законе, что местом нарушения является место, где стоит вторая или первая камера, не важно, конкретизировать для того, чтобы исключить возможность спора судов о том, к кому это относится. Но, опять же, это будет сделано с целью лишь узаконить такой способ фиксации.

— Борьба с этой средней скоростью — это чтобы уменьшить скорость движения на дорогах?

— Это гораздо проще. Дело в том, что если ставить обычную камеру, которая фиксирует мгновенную скорость, камера должна представлять собой сложнейший измерительный комплекс, который измеряет скорость конкретных автомобилей, вычисляет ту же среднюю скорость, только на маленьком участке, условно говоря, пять метров, учитывая миллисекунды, за которые машина преодолевает расстояние, определяется скорость, которая является по факту средней, но указывается более точно место, километр, плюс-минус столько-то метров, то есть конкретизируется место. По сути, измерение не мгновенной скорости, а той, которую предлагают называть средней, — это измерение одной и той же величины, измерение средней скорости на каком-то участке длиной 5-10 или 20 километров — это более простой вариант, то есть достаточно просто сфотографировать на въезде на участок при помощи обычной камеры и на выезде с этого участка.

Изначально Минтранс хотел внести поправки в ПДД про среднюю скорость 1 марта 2024 года. Сейчас сроки перенесли на 1 сентября. Когда поправки появятся в КоАП, неясно даже приблизительно.