Не почему, работают все направления.))0) И все же некоторые распри между специалистами разных направлений вне всяких сомнений существуют, какие бы усилия мы ни прикладывали для создания нейтральной атмосферы в профессиональном сообществе. Я работаю в психодинамическом подходе, но однажды была у КБТ супервизора, который сказал мне одно - направить пациента к специалисту нормального направления, который не будет портить человеку жизнь. Равно как в обратную сторону слушала нелестные отзывы со стороны коллег. Работала с пациентами и встречалась со знакомыми, которые соответственно расхваливали и ругали одни и те же подходы и стили работ. Что же в итоге эффективно, а что - нет?
Я с уважением отношусь к другим направлениям в психотерапии и знаю множество классных специалистов, практикующих совсем разные подходы, но добивающихся одинаково хороших результатов. Проблему я вижу в другом. Мы часто мыслим клишированным образом, следуя какой-то общей поверхностной схеме, чтобы сэкономить энергию и нормально функционировать в этом мире. Так, зачастую психиатры и соматические врачи (а также наши друзья и родственники) знают о психотерапии не очень многое и не очень глубоко. Однажды услышав о каком-то направлении или столкнувшись с ним, они начинают продвигать именно его и ничего больше. Сколько раз я слышала "Мне врач сказал, что с моим расстройством мне нужно поработать в рамках КБТ". "У меня незакрытые гештальты, мне нужен гештальт-терапевт". "Мне говорили, что с этим состоянием поможет только психоанализ".
В действительности сказать заранее, что наилучшим образом подойдет, бывает крайне сложно (за очень редким исключением), это зависит от массы глубинных и личностных факторов. Не говоря уже о том, что зачастую человеку может вполне подойти несколько разных подходов. И когда соответствующие заявления делаются так четко и категорично, человека практически лишают альтернативы. И в ситуации, когда, скажем, такой горячо обещанный гештальт-подход не оправдывает ожиданий (а психотерапия была последним оплотом надежды), человека охватывает отчаяние и безысходность, он укрепляется в вере в свою неизлечимость и "дефектность", начинает мириться с мыслью о хроническом характере его состояний. Это-то и кажется мне существенной проблемой. Зачастую (пусть и не всегда) если мы уже "все поняли", но состояние не уходит, значит... мы не все поняли. Совершенно праведным образом нам кажется, что куда уже глубже-то, все совершенно очевидно, - это происходит лишь потому, что так работает психика и ее механизмы вытеснения. Но осознанию этого порой препятствует именно категоричность в восприятии, убежденность, что мне необходим именно конкретный подход терапии, а все прочие нюансы, влияющие на работу, якобы не играют роли.
Успех работы зависит от массы факторов и методы работы далеко не самый главный из них. До определенной степени мы знаем свои сильные и слабые стороны. Скажем, я совершенно не умею выражать свои чувства творческим путем, тогда как другому человеку этот вариант доступен лучше всех прочих. Кому-то очень нравится заполнять таблицы, вести дневники, делать домашние задания, - а кто-то ни за что не станет этого делать. Один человек хочет вникать в самый корень трудностей, докапываться до причины, а другой хочет ограничиться парой-тройкой техник по навыкам саморегуляции. К тому же психотерапия - это не иначе как новые и очень особенные отношения, которые мы выстраиваем в кабинете. Личность терапевта в этом ключе играет куда большее значение, нежели нюансы его работы. Каждый выбирает и выстраивает специфику самостоятельно, соотносительно внутренним ощущениям, что ему близко. Стало быть, если мы по-простому, по-человечески достаточно совпадаем со специалистом, то и его подход нам подойдет. Все вышеперечисленное (и не перечисленное) имеет куда больше значения, чем предписания, с каким состоянием в каком методе работать. Хорошо ли, плохо ли, но психология довольно далека от математики и не все вопросы решаются по четкому алгоритму. Порой приходится пробовать, прислушиваться к себе, делать выводы и ориентироваться. Но лишь в таком случае эта работа будет иметь толк.