Миграционный кризис в России начался не сегодня и явно не в 2022 году. Однако именно сейчас все чаще звучат призывы полностью закрыть границы, не пускать выходцев из Средней Азии на стройки и в другие сферы трудовой деятельности.
Сами мигранты успевают подливать масло в огонь, когда совершают массовые драки и громкие преступления. И чем ближе выборы 2024 года, тем чаще звучит на повестке дня проблема трудовой миграции.
Ситуация с мигрантами повторяется
Мигранты не хотят служить в армии РФ, они бесчинствуют на улицах, устраивают драки, грабят и распространяют запрещенные вещества. Это все факты и с ними трудно поспорить. Но если мы вернемся назад в прошлое, то сможем заметить аналогичную проблему. В 2010-х годах трудовые мигранты уже представляли угрозу для российского общества и тогда с ними пытались бороться.
Прошло не менее десяти лет, но проблема остается актуальной. Опасение больше связаны с тем, что после президентских выборов о мигрантах могут «забыть». Так уже было в прошлом, особенно перед политическими изменениями.
Мигранты они как полезный «враг» на любой случай. Например, в 2013 году, когда проходили выборы в Москве за выходцами из Азии (больше всего было вьетнамцев) устраивали настоящие облавы. Избирателям пытались доказать, что власти смогут «изгнать» чужаков с русской земли. Правда, уже после выборов о проблеме напрочь забыли.
К слову, настоящая история миграционного кризиса началась летом 2014 года, когда дагестанец по имени Магомед Магомедов избил и изнасиловал девочку-подростка на территории Матвеевского рынка. Громкий резонанс, судебные разбирательства и 14 лет колонии строгого режима. Конечно, дагестанца нельзя считать мигрантом, но уже было ясно – антимигрантская кампания началась.
Проблема в том, что прошло более десяти лет, а «воз» на месте. Более того, за последние несколько лет мигрантов завезли столько, что хватит на создание маленького Ашхабада внутри Старой Москвы.
Все больше кажется, что такое «наведение порядка» является лишь политической игрой, когда тему мигрантов поднимают на федеральном уровне. Хотелось бы сильно ошибаться, что это не так и мигрантами действительно займутся по всей строгости закона. На это намекают не только изменения в миграционной политике, но и высказывания общественных деятелей.
Например, на днях Патриарх Кирилл поднял тему и заявил, что в России нужно полностью пересмотреть законы, связанные с мигрантами. Не остались без дела и депутаты ЛДПР, а также представители фракции «Новые люди». Все они так или иначе выступают за ужесточение миграционного политики.
Когда будет реальное решение проблемы
Стоит отметить, что до 2022 года в России соблюдалась так называемая «мягка политика» невмешательства в проблемы миграции. Выходцы из стран Центральной и Средней Азии насколько поверили в свою безнаказанность, что начали заниматься беспределом.
Начиная от навязывания своих религиозных норм и правил, заканчивая практикой «шариатских патрулей». К слову, последние практиковались еще в 2021 году, когда бравые охранники пытались патрулировать небольшой городок в Подмосковье. Более того, летом 2023 года в Котельниках пытались продвигать спорную инициативу.
Разумеется, многие жители возмутились – «Мы же не отправляем казаков с нагайками в мусульманские регионы России?».
Но это лишь вершина айсберга под название «мигрантское нашествие». Нам важно обратить внимание на ситуацию в Европейском союзе, где миграционный кризис достиг своего апогея несколько лет назад. Мягкая политика европейских стран привела к тому, что иностранцы начали создавать анклавы и закрытые районы, куда не пускали полицию и «неверных» из числа местных жителей.
Нечто похожее мы сейчас наблюдаем в российских регионах. Однако в нашем случае угроза больше исходит не от африканских мигрантов, а носителей таджикских фамилий. Дело в том, что большая часть трудовых мигрантов – таджики. Они уже неплохо себя чувствуют в диаспорах и пытаются качать права внутри российского общества.
Заменить мигрантов на русских работяг
Можно ли в полной мере заменить узбеков, таджиков и киргизов на славянских работяг и строителей? Думаю, что это несбыточная мечта, которая является лишь частью предвыборной кампании.
Сейчас все надежды только на новый закон от МВД РФ, который мы обсуждали несколько раз в предыдущих статьях. Законопроект уже лежит на рассмотрении в Госдуме, но пока его судьба неопределенна. Слишком много спорных моментов, в том числе связанных с реализацией системы контроля.
К сожалению, в условиях кадрового голода и дефицита рабочей силы, мы вряд ли сможем полностью избавится от мигрантов. В первую очередь важно не навредить стабильности российской экономики, а мигранты сами постепенно «отвалятся» из-за роста националистических настроений.
Что вы думаете по поводу миграционного кризиса. Какие нам нужно принимать нормы, чтобы урегулировать маршруты трудовой миграции?