Найти тему
Ретро FM

Как Алиса Фрейндлих за 10 минут стала королевой Франции

Приступая к производству фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», Георгий Юнгвальд-Хилькевич не знал, кто сыграет ведущий квартет, зато ясно представлял, кто сыграет королевскую чету. Людовиком XIV режиссёр назначил Олега Табакова, а его супругой — Анной Австрийской — Алису Фрейндлих. Юнгвальд-Хилькевич стоял на этой кандидатуре, несмотря на замечания: мол, Мымра из актрисы получилась что надо, а вот на королеву она не тянет. Георгий Эмильевич был уверен в своём выборе, но сама Фрейндлих — не очень.

В первый же съёмочный день, когда снимали сцену передачи подвесок от Д’Артаньяна королеве, Алиса Бруновна была близка к провалу. Режиссёр долго рассказывал ей о героине: что у неё испанские и немецкие корни, что она презирала Людовика, что ненавидела Ришелье и была им затравлена за отказ от близости и т.д. В итоге растерянная актриса призналась, что не знает, как играть. Юнгвальд-Хилькевич вспоминал:

«Мне-то казалось: вот приедет Алиса Бруновна и сама все сыграет. <…> Кончилось дело её истерикой: “Я бездарная, я ничего не могу!” Я — в тупике, потому что не понимаю, чего она от меня хочет. Я ведь всё ей рассказал, а она капризничает. Просила подсказать “зерно роли”».
Ирина Алфёрова и Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Ирина Алфёрова и Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Почти весь съёмочный день ушёл творческие поиски. Фрейндлих продолжала мучительно копаться в персонаже и застала режиссёра врасплох, спросив, почему Анна решилась отдать любовнику — герцогу Бекингему — настолько заметную вещь, подарок короля — подвески. Георгий Эмильевич задумался. Чтобы найти ответ, ему пришлось некоторое время «погулять по садику». Кинодел вернулся со следующими умозаключениями:

«Подвески она подарила потому, что единственное, чем она могла, извините, нагадить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности, наряду с австрийской расчетливой холодностью».
-3

По словам Юнгвальда-Хилькевича, этот ответ зацепил Фрейндлих: видимо, она нашла ключевую краску для портрета Анны. Глаза у актрисы загорелись, можно было приступать к работе. До конца смены оставалось 10 минут, но сцену успели снять.

Фото: кадры из фильма, соцсети