Не так давно навестил меня один товарищ из племени охотников. Находясь под впечатлением удачно состоявшейся накануне охоты, рассказал кое-какие подробности, подчеркнув, что снега, как такового сохранилось всего три – пять сантиметров, поэтому определить свежий косулий след практически невозможно, да и не к чему. Поэтому пришлось делать засады в наиболее подозрительных лесных массивах и болотах. Между прочим, рассказчик упомянул, что встретился всего лишь один заячий след, зато лисьи сплошь и рядом. Скорее всего, среди лисьих следов больше оставленных енотовидными собаками, которые основательно зачищают окружающие нас леса и пустоши от зайчишек, тетеревов, куропаток.
Зимняя охота в 21 веке коренным образом отличается от охоты в Советские времена. В те далёкие годы осенне-зимний охотничий сезон на зайца и лисицу, начинался в конце октября, а на копытных животных по лицензиям с установлением устойчивого снежного покрова. В настоящее время лицензии на отстрел косуль и кабанов выдают с началом летне-осенней охоты на водоплавающую дичь, приходящуюся на последнюю субботу августа. Для сведения, путёвку на зайца охотнику в охот обществе получить гораздо труднее, чем на отстрел копытных. Это видимо повсеместная практика, свойственная не только в Курганской области. Кстати наши края, имея такие огромные пустоши и молодые леса, никак не изобилуют боровой дичью и зайцами, правда, их малочисленность свойственна с далёких послевоенных времён. Тогда копытных животных, лосей и косуль было ничтожно мало, зато волки нередко правили бал, заходя в населённые пункты для поживы. Кабан же в наших краях появился только в конце восьмидесятых годов прошлого века.
Нашей охотничьей династии без малого сотня лет. Основоположник династии мой отец, в середине пятидесятых годов он работал егерем и по совместительству был председателем районного общества охотников. Контора была на дому. Персонально егерю выделялись две бесплатные лицензии на отстрел косуль. Моды ездить на охоту на автомобиле не было, так как их в районе насчитывались единицы. Охотиться ходили на лыжах вдвоём, троём, иногда четвером. Так удобнее было поочерёдно прокладывать лыжню в глубоком снегу, да и охватить стрелковую линию надёжнее группой, чем в одиночку. Запомнилась такая история. Моя тётя, бывая у нас в гостях, часто с ехидцей замечала, что едим мы дармовое мясо. Для тёткиной семьи пельмени были большой роскошью, поэтому родители приглашали их специально отведать вкусного варева. Однажды, услышав в очередной раз о дармовом мясе, отец предложил свояку в ближайший выходной сходить на охоту. Тётка предполагала, что идут они не в лес, а в мясную лавку, где бесплатно выдают косулятину. Дядя Вася, так звали тёткиного мужа, вырядился в ватные штаны, якобы так будет теплее. Снега было в тот год прилично, охотиться отправились вдвоём на лыжах. Долго не могли найти косулий след, поэтому ушли от дома более чем на десяток километров. Добыть косулю в тот раз охотникам не довелось, потому что косули тоже хотят жить и имеют отменный слух и быстрые ноги, а зимний день очень короток, сделать перехват удаётся не всегда. Дядя Вася в ватных штанах основательно перегрелся и к вечеру едва плёлся за отцом. После того трудного похода за дичью, желания поохотиться дядя Вася не проявлял, а тётя о дармовом мясе более не поминала.
Вот ещё одна история с ватными штанами. Как-то поехали мы на перелёт с товарищами на вечернюю зорьку попытать удачу. Охота не состоялась, птица не летала. Домой возвращались затемно. Решили скоротать дорогу, срезав угол. В тот год всю осень шли дожди. Просёлочная дорога завела нас в тупик и при развороте заехали в борозду, где и застряли, посадив машину на днище. В машине не оказалось ни топора, ни лопаты, поэтому наши три «лошадиные» силы были не способны сдвинуть автомобиль с места. Пришлось машину оставить и топать до дому ножками целых одиннадцать километров. Вот тут-то и аукнулись ватные штанишки, одетые для тепла моим другом. Предлагал ему распороть мотню, чтобы не перегреть передок, но друг категорически отверг предложение. Последний километр оказался самым трудным. Сил идти дальше не было, товарищ уселся на обочину дороги отдышаться, и даже не было у него сил и желания искурить сигарету. Отдохнув минут пятнадцать и придя в себя, товарищ почувствовал второе дыхание, и мы потопали домой. 2023 г.