Когда мы представляем войну с пришельцами, чаще всего это прямое столкновение человечества с солдатами враждебной цивилизации. Однако вторжение такого типа очень маловероятно: слишком много ресурсов уйдёт на такую операцию, а в высокотехнологичном обществе жизнь стоит достаточно дорого. Куда вероятнее, что они отправят вперёд первых колонистов автономное оружие, способное значительно упростить захват планеты. И самым автономным оружием массового уничтожения, конечно, правильно будет назвать биологическое.
В предыдущих статьях я уже разбирал, почему биологическое оружие не эффективно в рамках внутрипланетных войн, но имеет смысл в межпланетном конфликте, и, более того, может оказаться обязательным элементом космической экспансии. Крайне рекомендую ознакомиться перед тем, как продолжить чтение. Самое важное оттуда: терраформирование поздних ступеней, особенно важное в освоении планет с уже имеющейся биосферой, включает зачистку от местных организмов, за которой последует заселение комфортной флорой и фауной, близкой к тому, что наблюдается на планете захватчика.
Основной угрозой станет первичная стадия применения биооружия, которую я называю "пожирающим коктейлем". Эта форма искусственно спроектированной жизни будет максимально эффективно работать против любой естественно возникшей биосферы, но обязана будет иметь несколько неочевидных критических слабостей. Они необходимы для того, чтобы затем следующая стадия, "очищающий коктейль", смогла подготовить планету к итоговому виду, похожему на биосферу создателей биооружия. Другие схемы нападения слишком ненадежны и рискованны, а потому ожидать именно это.
Рассуждать об этом достаточно просто, пока мы не задумаемся о том, что будет, если целью биооружия станет Земля. Не будем паниковать и попытаемся представить относительно оптимистичный сценарий, в котором у человечества есть шансы на выживание (хотя признаю, их всё равно не так уж много, особенно если говорить о ближайшем будущем). Самое время собрать в силу воли в кулак, потому что прямо сейчас мы начинаем спасать Землю от биооружия инопланетян.
Превентивные меры
Что же мы можем сделать заранее? Важно понимать, что важнейшим фактором, влияющим на успешность обороны, станет именно подготовка к возможному вторжению. Причем простая мобилизация ресурсов здесь не поможет: выстоять против вторжения сможет только очень устойчивая биосфера с цивилизацией, обладающей не только высокими технологиями, но и достаточной слаженностью.
Наука против биооружия
И всё же, начнём с технологий. Несмотря на то, что научный прогресс во многом неслучаен и мы не можем значительно изменять его русло, подстраивать экономику мира под различные нужды и расставлять приоритеты мы всё-таки можем. Поэтому, если мы узнаем каким-то образом, что в ближайшее десятилетия достаточно велик риск вторжения, мы вполне сможем использовать это и перераспределить ресурсы. Осталось понять, на что сделать ставку.
Разумеется, стоит вложиться в универсальные вычислительные технологии, прежде всего искусственный интеллект. Чем лучше и быстрее мы можем проводить расчёты, тем эффективнее будет наш анализ любого явления, и, в том числе особенностей биооружия. Чем больше алгоритмов окажется в нашем арсенале на момент вторжения, тем больше шансов, что мы быстро найдем ключевые слабости пожирающего коктейля и способы их эффективно использовать.
Вторым направлением, конечно, станет синтетическая биохимия. На данный момент уже открыто огромное количество классов соединений, но мы должны понимать, какие из них с большей вероятностью станут основой для биооружия и разработать потенциальные каскады против них. Причем желательно такие, чтобы мы могли их массово внедрять и, возможно, даже встраивать в представителей нашей флоры и фауны, обеспечив им стойкость и конкурентоспособность в схватке с противником. Библиотека оборонительных генов должна быть настолько богатой, насколько это возможно.
Наконец, третьим направлением станет экология, в особенности, те её направления, которые изучают кризисы и переходные состояния. Это важно по нескольким причинам: во-первых, мы должны четко понимать ключевые слабости собственной биосферы, чтобы в случае чего немедленно отреагировать. Во-вторых, стоит детально изучить процессы вымирания и конкуренции экосистем, чтобы использовать системные слабости вероятного противника. В-третьих, стоит заняться созданием искусственных экосистем с очень высокой устойчивостью к самым различным факторам. Биооружие будет развертываться достаточно быстро, и такие наработки помогут выдержать первые этапы вторжения без непоправимых потерь.
Все эти направления вместе дадут возможность не только разработать эффективные протоколы превентивной биообороны, но и в целом сделать биосферу Земли устойчивее.
Ковчеги черного дня
Для того, чтобы уверенно отразить атаку, недостаточно просто изучать реальность вокруг нас: её нужно модифицировать. Создание искусственных экосистем высокой прочности я уже упоминал выше, но в целом подготовка инфраструктуры очень важна. В противном случае, как бы много мы не изучили, нам просто может не хватить времени отреагировать на вторжение.
Первое, что приходит, это, безусловно, разработка крупных орбитальных станций. Если всё пойдёт по негативному сценарию, именно оттуда мы сможем возродить биосферу и цивилизацию, будучи в относительной безопасности. На орбите должно располагаться несколько генетических банков, суперкомпьютеров и многофункциональных лабораторий. Возможно, что там должна быть полноценная среда для поддержания минимальной популяции, и в этом смысле была бы очень кстати сеть полноценных лунных баз.
Отличным дополнением к этому станет полноценная система орбитальной обороны и наблюдения, которая сможет заметить и перехватить подозрительные объекты заранее. Однако, делать на это слишком большую ставку не стоит: одного пропущенного "метеорита" может хватить для того, чтобы запустить реакцию.
Нужно заметить, что космос — это очень сложно и дорого, а, кроме того ещё и не слишком эффективно, поэтому стоит его рассматривать исключительно как резервную систему. Куда оперативнее работать на Земле, а вернее, под землей. Старые добрые бункеры с научными лабораториями и высоким уровнем биобезопасности могут куда активнее работать с образцами и тестировать новые оборонительные разработки. Модульная структура обеспечит им большие шансы на выживаемость, а грамотный выбор места может дать значимую фору по времени. Некоторые из них наверняка должны быть расположены ближе к полюсам и в пустынях, а, возможно, получится построить что-то достаточно удобное и под водой.
Мониторинг внешней среды важен и на планете, поэтому, чем больше спутниковых и наземных станций автоматического наблюдения мы успеем рассредоточить по планете, тем легче нам будет справляться с биооружием.
В совокупности эти факторы значительно повысят шансы выжить в первые месяцы заражения, и, конечно, дадут возможность для контратаки. Однако, этого всё-таки недостаточно.
Глобальный кризис-менеджмент
К сожалению, всё это не будет работать достаточно эффективно, если нам не удастся наладить общение между собой. Пока мы заняты внутренними разборками, хаос, вызванный вторжением, может оказаться настолько неконтролируемым, что это обесценит все старания по научной и инфраструктурной подготовке. Очень важно, чтобы в ответ на массированную атаку, мы действовали максимально сообща, иначе мы можем банально не успеть найти правильное решение.
Должны существовать не только локальные, но и глобальные протоколы ответа на инопланетную угрозу, что, конечно, сейчас выглядит слишком фантастическим, но через некоторое время вполне может наступить дипломатический прорыв. Кроме того, если информация о вторжении будет официальной, это станет дополнительным стимулом к объединению ресурсов и налаживанию коммуникации. Поэтому я настроен в этом вопросе скорее оптимистически.
Выживание здесь и сейчас
Итак, наступил час Х. Биооружие уже здесь, оно быстро размножается и планирует сожрать всё живое на планеты в течение пары лет. Что же нам делать? Это зависит от того, подготовились ли мы согласно пунктам выше или нет. Для начала рассмотрим позитивный сценарий в умеренно отдаленном будущем, когда мы учли все факторы.
Всё идёт по плану
Мы не зря расставляли системы мониторинг: каждый природный кризис сразу же рассматривается искусственным интеллектом, и если он кажется слишком подозрительный, сразу же в зону потенциального заражения направляется разведывательная группа и тестирует местные биопробы. К сожалению, тест на внеземное происхождение оказывается положительным. Самое время запускать протоколы.
Важно понимать, что чем сильнее экономика планеты, тем быстрее будет идти разработка препаратов против этих существ. Первым делом нужно понять, насколько всё плохо: с большой вероятностью мы застанем не первую и даже не вторую стадию развертывания, а что-то уже промежуточной силы. Необходимо очертить границы зоны заражения и установить состав коктейля, чтобы оценить скорость его распространения. Если это будет возможно, нужно изолировать территорию заражения, причем, если мы действительно имеем дело с космическим биоружием, лишний раз церемониться не стоит: если не использовать ядерное оружие в этот момент, возможно, что в дальнейшем применить его будет некому.
Впрочем, паниковать не стоит: паника вообще наиболее опасный фактор в большинстве ситуации. Экономика должна работать стабильно максимально долгое время, чтобы наука могла проводить эксперименты свободно как можно дольше. Да, на черный день остаются бункеры и космические станции, но их скорость разработки будет значительно ограничена, а сейчас важно бросить максимум ресурсов на поиски слабостей пожирающего коктейля. Искать эти слабости нужно разными подходами: системные и частные, физические и химические, внутренние и внешние. Специализация позволит получить максимум данных за минимум времени.
Дальше всё сильно зависит от ситуации, но с помощью ИИ, суперкомпьютеров и тысяч биолабораторий мы сможем сделать достаточно много. Да, эксперименты в биологии идут долго, но если фокусироваться на химической природе и грамотно использовать наработанные знания, первичное решение может прийти за несколько недель, а этого уже хватит, чтобы спасти человечество. В общем-то, если уровень технологий будет достаточным, а подготовка к вторжению будет вестись осмысленно, шансы на выживание достаточно велики.
Всё идёт по известному месту
Да, стоит убавить оптимизм, если вдруг биооружие появится до того, как человечество успеет понять важность подготовки к такому сценарию. Представим, что оно на Земле уже сейчас, и, если мы не найдём как его остановить, через год вся жизнь на планете будет вытеснена пожирающим коктейлем. Есть ли у нас шансы?
Буду честен, выжить без многолетней подготовки будет практически невероятно. На данный момент человечество разобщено, биологические технологии ещё далеки до свободного рационального дизайна (хотя, конечно, успехи в этой области есть, тот же AlphaFold), а инфраструктура бункеров и космических станций по большей части не предназначена для разработки защитных средств. Пока человечество будет осознавать степень угрозы и перенастраивать экономику всего мира под необходимые задачи, биооружие может легко получить критическое преимущество, уничтожая естественные и искусственные экосистемы. Паники вряд ли удастся избежать, что обрушит остатки экономики и погрузит мир в хаос, где шансов на выживание и победу очень мало.
Скорее всего, небольшие группы людей смогут спрятаться и даже прожить несколько поколений, но ресурсов на действенное сопротивление у них практически не останется. Если они смогут дождаться очищающего коктейля, это, конечно, облегчит им жизнь, но ненадолго: вскоре за ним на планету прибудет первая группа контроля, которая без особых проблем устранит остатки человечества, если увидит в них серьезную угрозу. Если же она не увидит, выжившие вполне могут стать диковинными питомцами для самых жестоких из первых колонистов. В будущем человечество может даже выбить себе определенные зоны для резерваций, но доминантная позиция будет навсегда утрачена и наша судьба будет зависеть прежде всего от характера и культуры пришельцев.
Картина такого финала совсем не воодушевляет, поэтому хочется найти какую-то лазейку в этой обреченности. Скорее всего, ключ к победе будет лежать в изоляции некоторых продвинутых стран, способных к самообеспечению. В жестких условиях скорость развития ИИ значительно увеличится, и это может выиграть значительное количество времени. Да, развлекательные нейросети будут не в моде и все сервера переключатся на научные разработки, но зато такое стечение обстоятельств даст небольшой шанс найти уязвимости биооружия.
Впрочем, ресурсов одной страны может и не хватить, поэтому такой сценарий вряд ли настолько многообещающий, как могло бы показаться вначале. Куда лучше будет, если ключевые силовые игроки (США, Россия, Европа и Китай) объединят свои усилия и ресурсы, свободно делясь своими открытиями, заодно мешая развязать панические войны. Так что шансы на выживание остаются и сейчас, хотя и призрачные.
Выводы
Технологии для борьбы с биооружием — важная часть планетарного иммунитета, поскольку при вторжении извне они могут оказаться крайне важными. Искусственный интеллект, пусть и остаётся одной из самых явных стратегических угроз для человечества, наверняка станет незаменимым инструментом в случае вторжения пришельцев. Впрочем, куда важнее, насколько рано мы начнём оценивать эту угрозу достаточно серьезно, чтобы вкладывать в неё много ресурсов с точки зрения науки, инфраструктуры и дипломатии.
Да, даже в нынешнем состоянии у человечества есть шансы противостоять продвинутым биотехнологиям, но, к сожалению, надеяться на это сложно. Объединение ради обороны планеты тоже не даст стопроцентных гарантий, но на порядки увеличит вероятность выживания и победы. А если мы победим, сможем уже дальше решать, что делать с теми, кто это оружие сотворил, ведь у нас будет много информации, нужной для контратаки. Но нужно ли нам атаковать или можно разойтись мирным путём? Об этом я собираюсь поговорить уже в следующей статье, последней в этом году.