Вместе с инклюзивным проектом Everland и незрячим тревел-блогером Владимиром Васкевичем, посетившим 28 стран и 72 региона России, Time Out рассказывает о приложениях и сервисах, которые помогут людям с дисфункцией зрения путешествовать самостоятельно.
«Любую поездку лучше планировать заранее. Нужно детально построить маршрут, учесть его особенности, продумать различные варианты проезда до места назначения», — рассказывает Владимир.
Билеты
Билеты на поезд лучше покупать в мобильном приложении «РЖД Пассажирам». Незрячие люди с инвалидностью I группы могут приобрести билеты со скидкой 60% для себя и своего сопровождающего в специальном купе, оборудованном для людей, передвигающихся на инвалидной коляске. На места в спальных вагонах действует скидка 50%, а в купе — 55%. Снижение цены предусматривается и на билет для сопровождающего. Для оформления скидки нужно сначала зарегистрироваться в программе лояльности «РЖД Бонус», а после этого оформить специальный статус для себя и компаньона. Важно отметить, что статус закрепляется за конкретным человеком. Если в следующий раз вы путешествуете с кем-то другим, его нужно будет оформить снова.
Что касается авиабилетов, то можно использовать агрегаторы или бронировать места напрямую на сайтах авиакомпаний. Проще покупать билеты с помощью браузера, установленного на компьютере.
Помощь людям с инвалидностью при посадке на поезд или самолет оказывает специальная служба сопровождения. В РЖД ее нужно заказать не менее чем за сутки, позвонив на горячую линию или написав письмо. Если вы совершаете перелет, после покупки билетов следует позвонить в кол-центр авиакомпании и попросить сотрудников сделать отметку о том, что вы — пассажир с инвалидностью. Также сопровождение можно заказать, позвонив в аэропорт.
Отели и инфраструктура
Жилье можно забронировать на «Яндекс Путешествиях». Часто на сайте отеля цены ниже, но «Яндекс Путешествия» возвращает кешбэком около 20% стоимости. Для того чтобы быстро найти ресторан или магазин, расположенный поблизости, можно воспользоваться сервисами 2ГИС и TripAdvisor.
Помощь
Если вы передвигаетесь по Москве, за помощью можно обратиться в метро, где работает Центр обеспечения мобильности пассажиров. Инспекторы, прошедшие специальное обучение, будут с вами на протяжении всей поездки, а также проводят до значимых объектов: например, к специальной библиотеке для незрячих.
Приложения
Отследить расписание транспорта помогут сервисы «Яндекс Электрички», «Яндекс Метро» и «Яндекс Карты». Популярные навигационные приложения для iOS среди людей с дисфункцией зрения — Ariadne GPS, BlindSquare и Loadstone GPS. Среди обладателей смартфонов на базе Android востребованы сервисы GetThere и OsmAnd. Не стоит забывать и о картах Apple или Google. Важно учитывать, что сейчас в некоторых районах Москвы GPS-навигация не всегда работает стабильно, поэтому воспользуйтесь помощью окружающих людей: не стесняйтесь задавать людям конкретные вопросы о вашем местонахождении. Такси удобно вызывать в приложении «Яндекс Go». Недавно в нем появилась опция «Специальные возможности»: вы можете указать, что вам нужна помощь в поиске машины или что вы путешествуете с собакой-поводырем, и при появлении заказа водитель увидит специальный флажок.
Экскурсии
Заказывать экскурсии от местных жителей удобно на сервисе «Спутник» и сайте Tripster: здесь можно найти отзывы об экскурсиях и задать вопросы гиду. Аудиоэкскурсии ищите в приложении IZI Travel.
«Я люблю совмещать путешествия с работой. Когда еду в командировку, то стараюсь оставить себе пару дней, чтобы исследовать город. Мне не хватает сборника экскурсий, которые прошли другие незрячие люди, ведь они могут рассказать о вещах, которые важно учесть заранее, поделиться опытом доступности и местами, в которых есть тактильные макеты. Хочется иметь и подробный маршрут, и описание архитектурных особенностей города».Владимир Васкевич, тревел-блогер
Удачный пример создания такой экскурсии незрячими людьми в Москве уже существует: например, проект Геннадия Карцева и Ларисы Овцыновой «Шагаем с тростью по Москве».