Бюджет региональных программ капитального ремонта трещит по швам. В Самарской области общественные активисты подсчитали: к 2055году дефицит бюджета регионального фонда капремонта достигнет нарастающим итогом фантастической суммы в 256,6 млрд рублей при общем необходимом объеме финансирования региональной программы в 364,6 млрд рублей. Таким образом, дефицит финансирования программы капитального ремонта Самарской области составляет более 70%.
Эксперты «Народного жилищного инспектора» не раз обращали внимание на то, что программа капитального ремонта не базируется ни на каких методиках или расчетах. А взносы, собираемые с жителей, де-факто являются узаконенными поборами.
Пример Самарской области – тому подтверждение.
Напомним, что до 2017 года программа капремонта в каждом регионе формировалась на основе предложений органов местного самоуправления. На каких данных основывались чиновники и по каким критериям каждый из домов входил в программу, загадка. Можно предположить, что часть информации местные власти получали из управляющих компаний. Однако достоверность этих данных у экспертов вызывает большие сомнения.
В 2017 году в результате введенных законодательных изменений в каждом субъекте Федерации должна была появиться региональная программа капремонта с конкретным перечнем работ и конкретными датами их выполнения. Определять очередность проведения работ должны были региональные власти на основе определенных критериев.
В Самарской области такими критериями стали, например, срок последнего капремонта, эффективный срок эксплуатации каждой из инженерных систем и т.п.
Местным активистам после обращения в Министерство ЖКХ региона удалось получить сводную таблицу, в которой определены сроки проведения разных видов работ по капремонту в каждом доме, вошедшем в региональную программу.
«Видно, что данные по домам частично недостоверные, собирались они, судя по всему, органами местного самоуправления, но техническая документации не поднималась. Что-то, возможно, взяли из электронных систем, которые на момент составления программы никем не контролировались», - констатирует автор местного Youtube-канала «О ЖКХ по-взрослому» Павел Добрынин.
Но главная проблема региональной программы оказалась в том, что львиную долю работ в домах чиновники отложили на период с 2049 по 2055 годы!
На графике видно, что с 2019 по 2049 годы планируется выполнение не более 30% всех работ по капремонту. Остальные 70% приходятся на период после 2049 года:
Получается, что в ближайшие три десятилетия (!) никаких масштабных активностей по выполнению региональной программы капремонта никто даже и не думал проводить!
Не очень понятно и на какие средства будут делать даже те скромные объемы работ, запланированные до 2049 года. Собираемость взносов за капремонт в Самарской области составляет порядка 3 млрд рублей в год. И если в 2019-2021 годах бюджет регионального фонда формировался с небольшим запасом, то, начиная с 2023 года денег на выполнение работ уже не хватает.
К 2049 году дефицит бюджета фонда капремонта составит нарастающим итогом, более 108,6 млрд рублей, а к 2055 году уже 256,6 млрд рублей.
И еще пикантная деталь: эффективный срок эксплуатации подавляющего большинства инженерных систем в многоквартирных домах составляет 20-25 лет. А это значит, что к окончанию нынешней программы капремонта, запланированной аж до начала 50-х годов, в большинстве домов предельная эксплуатация будет просрочена уже дважды.
То есть, даже если представить, что и деньги на программу найдутся, и выполняться она будет в четком соответствии с графиком (во что уже верится с большим трудом), эффективность этой программы будет нулевая. Ведь дома, ремонтирующиеся сегодня, к 2050-му году в лучшем случае придут в аварийное состояние, а, скорее всего, просто рухнут.
Возникает и вопрос о том, какова практическая польза региональных фондов капремонта, если весь их бюджет на 100% составляют взносы жителей. Так, в Самарской области в 2019 году региональный Фонд капремонта не пополнили ни из средств местных бюджетов, ни из средств регионального бюджета, ни из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
На этом фоне весьма красноречиво выглядит нынешнее предложение Минстроя о возможном отказе от спецсчетов, на которых жители самостоятельно накапливают деньги на капремонт. В ведомстве считают, что такие счета, якобы, потеряли свою эффективность. https://okron.ru/articles/11398
Зато «эффективность» региональных фондов, как говорится, на лицо. Разве что под эффективностью чиновники изначально подразумевали вовсе не ремонт, а щедрые денежные потоки и широкие коррупционные возможности. Так, например в Самаре, на двух подряд директоров фонда капитального ремонта заведены уголовные дела, связанные с коррупцией при реализации программ капремонта. https://oboz.info/proklyatie-fonda-kapremonta-potyanulo-za-soboj-ocherednogo-rukovoditelya/