Найти тему

Разные мнения о Причастии: Алексей Ильич Осипов и о.Петр Мещеринов

Интересно, насколько разные мнения мы сегодня имеем насчет Причастия.

В частности, у о.Петра Мещеринова и Алексея Ильича Осипова.

Прослушал о.Петра, почитал комментарии, они, понятно, сильно разошлись по сторонам, и решил написать под видео свой комментарий.

"Есть срединный путь.

Куда бедным католикам и протестантам деваться? Они идут туда, куда могут и следуют тому, что там.

Не о них идет речь. Не согласен ни с о.Петром ни с Осиповым на 100%, но мы причащаемся часто и в том числе и на неделе, и соблюдая все посты, включая Евхаристический, но если перед Причастием не среда, не пятница, ни многодневный пост, то не постимся. Исповедуемся, молимся Последованием ко причастию, и после службы если будни, идем по своим делам, на работу. И да, день приятым Христом становится освящен, и когда причащаешься несколько раз в неделю, то это сильно меняет духовную жизнь в лучшую сторону. Поэтому вполне можно уложить мнения и Алексея Ильича и о.Петра в нашу повседневную жизнь, не уменьшая ни благоговения, ни значения Приобщения ко Христу."

После этого захотелось продолжить размышления о значении Причастия, основанные на личном опыте.

Последние два-три причастия вновь и вновь дают новую глубину восприятия Причастия, несмотря на то, что причащаемся мы часто (раз в неделю) и очень часто (3-4 раза в неделю) уже пару лет. Во Причастии есть Весь Христос - пишу и говорю уже длительное время. Но теперь уже хочется говорить и о том, что не только во Причастии весь Христос, но и во Всей Литургии - Весь Христос.

Размышления и рассуждения о действительности присутствия Христа на каждой службе в каждом храме привели к действительному осознанию этого факта - в Храме действительно присутствует Христос, точно также как батюшки и мы миряне, и воплощается в Свои Тело и Кровь, становясь физически осязаемым для нашего причащения и удостаивая нас тех же возможностей что и апостолов и людей того времени, которые могли быть рядом, слушать Христа, дотрагиваться до Христа, вкушать вместе со Христом.

Если по-началу, стало складываться ощущение, что Христос воцаряется в сердце при частом причастии, потом это стало можно сказать повседневностью, но при этом не утратив благоговения, а приобретя очень нормальные черты. Как нормально женатому человеку нормально быть часто или постоянно рядом с женой, общаться с женой своей, есть, работать, спать, отдыхать, рожать и воспитывать детей - так и нам христианам, крещеным и облекшимся во Христа - естественно пребывать в таких тесных отношениях со Христом. Когда малейшие наши потребности, дела, мы можем соотносить со Христом, просить Христа. И да, тяга ко греху резко уменьшается, но борьба остается, но уже становится не той борьбой, какую мы вели без причастия, практически всегда будучи побежденными. Теперь борьба больше со своей ленью, что все таки нужно часто причащаться. Когда Христос явственно ощущается в сердце, то и грешишь на порядок меньше, а как обмирщился, заморался каким-грехом, то это очень резко ощущаешь и понимаешь, что нужно чаще и чаще причащаться.

Но теперь, находясь в начале нового понимания самого так сказать механизма Причастия: как так получается, что Христос воцаряется в сердце, Христос дает осознать Себя пребывающим Самым Настоящим Образом на Литургии. Осозновая этот факт, может быть даже ощущая и будучи потрясенным этим, становится понятно, что после этого - Христос просто реально пребывает и ощущается в сердце после причащения, ибо Сам Христос был и есть в храме, зашел по Херувимской в алтарь и Сам Себя снова для нас принес в жертву, вочеловечился и нас удостоил принять Себя реально присутствующим не только духовно, но и физически на Литургии - нам внутрь - причаститься.

Здесь в этом понимание, мое отношение к нашей православной Литургии, на которой реально присутствует Христос и мы реально причащаемся истинным Телу и Крови Спасителя - резко контрастируется с более протестантским отношением о.Петра Мещеринова к Причастию.

Но в тоже время, я не находил у Алексея Осипова подобные высказывания насчет Причастия.

Многие упрекнут и отпишутся, как постоянно происходит, что это не православный подход, какой-то экуменизм, либо модернизм, либо отступничество, что святые отцы учили о другом. О покаянии, о недостоинстве и прочем. Я этого не отрицаю, просто можно сказать не зацикливаюсь на этом, ибо как можно более думать о покаянии, постах, молитвах и прочих духовных деланиях - хотя их делаешь как раньше и в тех же объямах, но говоришь исключительно про Главное - про Христа, и про Христа во причастии. Поэтому может складываться такое ощущение у многих, что мы причащаемся без подготовки, неблагоговейно и прочее. Нет, это не так. Просто об этом не пишем, будучи полностью поглощенными Христом.

Также к предыдущим моим статьям, в которых я размышлял, что определяется готовность и достоинство ко причастию очень просто - если мы оказались в храме, то Христос нас допустил к себе.

Например Марию Египетскую Христос не допускал в храм, где Христос пребывает, и где место только чистым, святым: "Святая Святым". Но после глубочайшего сердечного покаяния и без дополнительной подготовки, и можно сказать почти сразу после греха, Мария Египетская была допущена в храм и причастилась. И далее Христос Своими путями повел Марию Египетскую в пустыню, ибо и вела свою многолетнюю жизнь прежняя Мария так, что обычное христианское общежительство в городах и монастырях стало для нее невозможным. Но факт того, что Христос допустил Марию ко причастию, лишь только Мария покаялась говорит нам о том, что и мы все люди которые оказались в храме на литургии - уже допущены Христом, и поэтому не причаститься после этого есть крайнее недоверие, неверие в присутствие Христа, недопонимание и как следствие - бОльший вред душе от такого пренебрежения ко Христу. Которое с годами редкого причастия по тихоньку глушит нашу веру, и так многие отходят не только от Христа, но и от церкви, полностью обмирщяясь и разуверяясь в православной вере.

Поэтому логично, осознавая явственно Христа на Литургии, так и хочется воскликнуть всем непричащающимся: Христос здесь, в храме! Приимите Ядите, приобщайтесь ко Христу!

Христос посреди нас! Есть и Будет!