Спасибо за ваши отклики.
Вчера в обсуждении всплыл «сторонний эффект» от фокуса на сильных сторонах ребенка.
Мнение, что дети будто начинают расслабляться. Мама довольна, хвалит – не стоит стремиться.
И тогда давайте смотреть вообще в принципе.
А что такое сильная сторона?
Здесь есть несколько принципиально важных критериев. И вы поймете, что отмечать (в просторечье – хвалить) и подчеркивать силу – это не одно и то же. Ведь похвала, действительно, может стать и самоцелью, и привычкой, и формальностью. "Меня хвалят – делаю, мама довольна, конфликтов нет, я в любви."
Сильные стороны – это совсем другая история.
Если ребенок:
🌟 ребенок получает удовольствие от процесса
🌟 он что-то делает хорошо
🌟 ему важнее включенность в процесс, нежели бонусы и плюшки. Забывает поесть, увлекается.
🌟 включаясь в этот процесс, заметен прилив сил. Креатив, воодушевление
🌟 ребенок любит это делать (обращается периодически к ней, развивая свои навыки)
🌟и да, если деятельность одобряется/поддерживается/отмечается. Кто-то поддерживает меня в этом труде.
🌟 в этой деятельности есть некий смысл: моральный или нет - здесь каждый родитель смотрит по себя. Для кого-то в приоритете забота о других, кому-то лишь бы жил в достатке.
То есть и делать приятно, и другие замечают, и важно для становления характера.
Как правило, после оглашения таких критериев, родителям становится сложнее. 😜
🤷♀️Ну вот «он в лего любит играть… и что я должна его за это хвалить?»
сильной стороной здесь будут: скрупулезность, усидчивость, внимание к деталям, креативность, нестандартный подход, стратегическое мышление.
Отсюда….А где в обычной жизни можно это использовать, так чтобы ему например показать значимость ребенка для семьи?
Допустим, вы можете сказать: «Сын, у тебя же такой инженерный подход во всем. Смотри, как лихо у тебя с лего выходит. Может, как специалист, придумаешь, как мог бы выглядеть рабочий стол генерального конструктора? Что нужно для работы? Как часто? Если что-то реже, то куда убрать?»
В этом предложении мы и похвалили прошлые заслуги, и «взяли на слабо» ( мальчишкам это важно), и предложили взглянуть стратегически, креативный взгляд. При этом затронули все не через малышовую реактивно-эмоциональную сторону. А через более взрослую – мышление, логика.
Уже слышу: что это очень сложно.... Да, не просто! Поэтому, дам вам инструменты и следующим постом я вам накидаю список 24 сторон личности. .
Именно поэтому, нужно сначала научиться видеть в любой деятельности плюсы. И сначала будет сложно.
«Ах какой ты самостоятельный!» И что? В чем самостоятельный? Для чего самостоятельный? Куда это применить?
Это навык! И его надо тренировать!
Ребенок что-то сделал.
Посидел с братом, вынес мусор, расплакался от сцены в фильме. Да даже эмоционально среагировал на вас – найдите плюс. Не обязательно, да и невозможно сделать это сразу.
Например, ребенок спорит с вами и не хочет надевать колготки, которые вы ему предложили. В этот конкретный момент вам надо, чтобы эти дурацкие колготки он все-таки натянул. 🤬Убедили. Он в колготках.
Но, после того, как вы отошли эмоционально, отметьте про себя.
Но не фразой «Блин, что ж так сложно!», а «Ну надо же, какой упорный! Добивается своего. Вот главное не убить в нем это желание быть таким напористым»
Со временем, далеко не сразу, вы научитесь ловить сильную сторону на подлете и использовать ее, как мотивацию.
Сильная сторона бывает у ЛИЧНОСТИ! Мы отмечаем хвалим не просто то, что у ребенка получается, а что при этом помогает расти ему каким-то.
Надеюсь, мне удалось показать нюансы. Да/нет?
А с меня сегодня список 24 сторон в виде шпаргалки.